«Евровидение» — доводы «за» и «против»

Конкурсная лихорадка

Чего-чего, а конкурсов и всяческих викторин, сейчас хоть отбавляй. По крайней мере, стоит лишь включить телевизор, как там будет идти трансляция какого-нибудь соревнования. Соревнуются в чем угодно, лишь бы доказать всем, что он, имярек, лучший. А вот в чем – уже дело второе. Соревнуются в красоте, в том, кто больше времени просидит в комнате и соблазнит больше девушек. Скоро будет, может быть и конкурс «Мистер Большой палец левой ноги»… Особо усердствуют в последнее время кулинары. Но, конечно, больше всего, конкурсов музыкальных. «Голос», «Х-Фактор», «Ты звезда!», «Три карты», «Точь в точь!». Причем, все они, по замыслу и утверждениям создателей и организаторов, направленны на «развитие музыкальной культуры», «выявление новых талантов» и т.д. и т.п. В обществе бытуют разные мнения по поводу всех этих телеконкурсов, но, конечно, главный вопрос и раздражитель музыкального сообщества это песенный конкурс «Евровидение». Вот вокруг чего каждой весной ломаются копья.

Желаемое за действительное

Каждый раз, когда на горизонте начинает маячить месяц май, в армянских СМИ разгорается настоящий ажиотаж. Прогнозы (всегда положительные и даже бравурные!) так и сыпятся на читателя и слушателя – «французский DJ сказал, чтоармянская песня лучшая», «польский журнал предсказал победу армянскому участнику» и т.д. Не будем утомлять читателя перечислениями подобных прогнозов. Он их сам много раз слышал и читал. Главное, что ни разу за годы участия Армении в этом конкурсе ни один из этих прогнозов не сбылся. Лишь дважды армянские исполнители смогли подняться на 4 место в таблице. Все остальные мы довольствовались местами в середине списка участников. А пару раз выступления можно смело назвать провальными.

Евровидение, Тель-Авив, Србуи Саргсян

C 14 апреля 2004 года Армения официально входит в состав Европейского вещательного союза. Впервые страна объявила о своем участии в 2005 году, но позже отозвала свою заявку, а вот реально участвовать в конкурсе начала с 2006 года. В этом году на конкурсе, который пройдет в столице Израиля, Армению представит Србуи Саргсян с песней «Walking Out», написанной Гариком Папояном. Справедливости ради, надо отметить, что в нынешнем году шума по поводу нашей участницы гораздо меньше, чем в прошлые годы. Наблюдается, так сказать, лишь осторожный оптимизм, а не обычные шапкозакидательские настроения. Чем закончится для нас конкурс-2019, мы узнаем уже очень скоро, ведь полуфиналы и финал пройдут в Тель-Авиве с 14 по 18 мая. Уверен, что все сограждане и соотечественники из разных стран будут болеть за участницу из Армении. Вот только вопрос — насколько это поможет Србуи занять достойное место на конкурсе и нужен ли он, вообще, нашей стране. Так вот, именно этот вопрос и не дает покоя с момента начала участия Армении в песенном соревновании и разделил общество на две части – «за» и «против».

Участвовать? Да!

Доводы и той и другой стороны предельно ясны и достаточно аргументированы. Те, кто выступает за участие Армении, педалируют идею создания положительного имиджа страны в семье европейских народов. Действительно, если не принимать участия в различных международных мероприятиях – выставках, конкурсах, спортивных соревнованиях и не пытаться в них побеждать, то можно так и остаться на задворках цивилизации. Для завоевания имиджа нормальной, современной, демократической страны нужно приложить массу усилий и развивать эту деятельность во всех сферах и детально. Ну, скажем, если команда едет на спортивные соревнования, нужно, чтобы у них с собой были буклеты по истории и архитектуре Армении, бейсболки и майки с соответствующими надписями, диски с армянской музыкой. Если это выставка чего-то ни было, то значит, кроме условных картин или скульптур, там опять-таки должна звучать армянская музыка и висеть эффектные профессионально сделанные постеры с видами достопримечательностей страны. Если говорить конкретно об «Евровидении», то, конечно, это мощный инструмент пропаганды культуры народа, а соответственно, и самого государства. И на это денег жалеть не надо. Вот, достаточно посмотреть, как действуют наши соседи – на создание имиджа древнего культурного народа и преуспевающей страны, не жалеют никаких денег. И надо признать, что им, по большей части, это удается. Т.е., вроде надо ехать и участвовать, чего бы нам это не стоило.

Участвовать?- Нет!

Вторая половина нашего сообщества твердо убеждена, что участие в этом конкурсе пустая трата денег, которых так не хватает на, может быть, не такие красивые и яркие дела, но гораздо более жизненно необходимые – от проблем городского транспорта до благоустройства городской инфраструктуры. Тут главный довод базируется на двух моментах. Первый, чисто культурно-музыкальный. Участвующие в конкурсе песни это самая что-ни на есть пошлая попса, в песнях, созданных под копирку, очень часто одними и теми же авторами из года в год, нет ни души, ни смысла. Они забываются практически сразу же после прослушивания. Как и победители этого конкурса, кстати, говоря. На таких песнях не поднимешь уровень культуры. Во-вторых, всем давно уже известно и понятно, что конкурс этот вовсе не музыкальный, а так сказать, финансово-политический. Побеждает не песня, не вокал исполнителя, а побеждает тот, у кого больше «друзей» в мире, у кого лучше и шустрее работают агенты влияния, наконец, у кого больше денег на приобретение SIM-карт. Голосуют все, в основном, за своих – прибалты за прибалтов, бывшие югославы – за артистов из бывшей же балканской страны, славяне за славян. За армян голосуют россияне, грузины, греки, киприоты (читай тамошние армянские диаспоры), ну, может, кто-то еще из европейцев «нечаянно» даст парочку баллов. А вот, к примеру, соседям отдает свои голоса даже Германия, по понятным всем причинам. Да, и агенты у них проделывают большую работу. У нас этим никто не занимается всерьез, да и денег нет таких, чтобы, скажем, в Голландии, покупать тысячами SIM-карты. Все решают деньги и политика. Т.е. нам тут ничего не светит. Середина таблицы — наш удел. И еще довод, в форме вопроса — почему вокруг этого низкопробного конкурса такой ажиотаж, а, например, тот же конкурс классического жанра практически никем не освещается и никого не командируют на него за государственные деньги? Когда лет 6-7 назад третье место на таком конкурсе занял наш канонист, его в аэропорту встречала лишь группа друзей и родственников. Никакого шума и ажиотажа, журналистов телевидения даже не было видно, глянцевые журналы не пестрели его фотографиями и «горячими» интервью. А вот исполнителей поп-музыки, возвращающихся с каким-нибудь 10-ым местом, встречают как национальных героев. И если они даже проваливаются, им все равно уделяется масса времени в эфире и места в печатных изданиях.

Доводы обеих сторон достаточно серьезны. И к той и к другой стоит прислушаться. И, наконец, понять для себя – нужен ли Армении этот конкурс. Участие в этом конкурсе стоит республике больших денег! А каков КПД от участия в нем наших певцов? Кто-нибудь считал? Да, конечно, престиж страны стоит денег, даже больших. Но ведь существует альтернатива этому конкурсу – в мире проводится масса престижных конкурсов классической, джазовой музыки. Почему-то,  они никого не интересуют и музыканты, претенденты на победу, вынуждены сами, своими силами ехать, принимать участие и создавать положительный образ нашей страны, тот самый пресловутый имидж.

Конечно, обе стороны имеют право на свою правду. Но есть одно «но», которое склоняет к одобрению лишь одной из версий. Дело в том, что за счет этого конкурса большая группа людей делает имидж себе, зарабатывает себе на хлеб с маслом. Продюсеры, стилисты, хореографы, большая группа поддержки, всякая околомузыкальная братия, люди, которые за государственный счет разъезжают по миру с единственной задачей — помахать две с половиной минуты армянским флагом во время выступления нашего артиста. Благородная задача, но уж очень дорогостоящая. И вот, они, как и чиновники, которые постоянно борются за свои тепленькие места, и не дают возможности, определить – нужен нам этот конкурс или нет.

Автор: Армен Манукян (Armen Manukyan) © Все права защищены.