Экономический рост в Кавказском регионе։ тенденции развития и ожидания
Геополитические реалии, сформировавшиеся в результате российско-украинской войны, наряду с экономическими и политическими рисками перед тремя южнокавказскими странами открыли новые возможности. Непрерывный приток IT-компаний и туристов в эти страны обнулировал прогнозы начала года различными международными структурами, которые вызывали негативные настроения в странах региона. В статье рассмотрено экономическое развитие стран региона в условиях российско-украинской войны, рассмотрены обновленные ожидания экономического роста на конец года и насколько они «устойчивы» для этих стран.
Исходный материал опубликован исследовательским центром «Амберд».
Перепубликация материала согласована.
В 2022 году 3 страны Южного Кавказа зафиксируют самый высокий экономический рост за последние годы, каждая из которых по очереди попытается «выиграть» от создавшейся геополитической неопределенности. Тенденция в этих странах общая, более очевидный рост по сравнению с предыдущими годами, но факторы, определяющие этот рост, разные.
В случае с Азербайджаном основным стимулом роста являются высокие цены на энергоносители, а в случае с Арменией и Грузией – постоянный и большой приток российских ИТ-компаний, туристов и, параллельно, денежных переводов [1]. Предполагалось, что такие большие потоки будут постепенно уменьшаться в конце лета, но новая волна оттоков появилась уже в сентябре, в связи с объявлением частичной мобилизации в России, что создало всеобщую панику и новую волну оттоков из Российской Федерации на Южный Кавказ.
В результате Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) пересмотрел прогноз роста для этих трех стран в сторону повышения в 2022 году. Не секрет, что экономический рост в этих странах в основном обусловлен временными факторами, которые легко могут оказать обратное действие в случае неблагоприятного развития ситуации или охлаждения конфликта.
Чтобы понять экономическую мозаику Южного Кавказа, давайте рассмотрим экономическое развитие трех стран этого региона в 2022 году.
Неопределенность в отношении экономического роста Азербайджана связана с ценами на энергоносители. В случае с Грузией риски вызваны неопределенностью и значительной вероятностью внешних потрясений. А в случае с Арменией они становятся еще сильнее из-за очень высокой зависимости от российской экономики.
Прогнозируется, что в 2022 году экономика Азербайджана вырастет на 4,5 процента, а в следующем — на 2,5 процента. В случае с Грузией и Арменией, по сравнению с Азербайджаном, прогнозы более оптимистичны, но уступают прогнозам, представленным правительством. Так, по оценке ЕБРР, в 2022 году экономика Грузии вырастет на 8 процентов, а в следующем году — до 5 процентов. Примерно такая же картина и в Армении: 8-процентный рост в 2022 году, который, скорее всего, снизится до 4 процентов в 2023-м. Для сравнения отметим, что правительство РА ожидает более высоких темпов роста на 2022 год — 11% роста в 2022 году вместо 8% у ЕАБР и еще 7% роста в 2023 году вместо 4% [3]. Конечно, прогнозы на 2023 год предварительные, они зависят от плана правительства, и в случае появления неблагоприятных или крайне благоприятных реалий (как в текущем году) логично, что они могут быть пересмотрены.
В первом полугодии 2022 года инфляция на Южном Кавказе набрала обороты из-за новой волны роста цен на энергоносители и продукты питания. Центральные банки во всех трех странах ответили повышением процентных ставок.
Инфляция в этих странах в настоящее время снизилась в среднем до 10 процентов, что по-прежнему является высоким, но значительно ниже среднего уровня инфляции в странах операций ЕБРР, составляющего 16,5 процента.
В Азербайджане достаточно высокие показатели неэнергетического сектора привели к росту на 6,2 процента за первые семь месяцев 2022 года. Рост цен на углеводороды почти удвоил экспортные поступления, что привело к профициту счета текущих операций и бюджета. Ожидается, что высокие цены на энергоресурсы будут и впредь способствовать экономическому росту страны. Интересно также, что ЕБРР оставил без изменений майский прогноз роста экономики Азербайджана на уровне 4,5% на 2022 год и умеренный рост на уровне 2,5% на 2023 год [5].
В 2022 году Всемирный банк прогнозировал рост ВВП Азербайджана на 4,2%, а в апреле — только на 2,7%. Всемирный банк также улучшил прогноз роста ВВП страны на 2023 год до 2,8% (апрельский прогноз: 2,2%) и на 2024 год до 2,6% (апрельский прогноз: 2,3%) [6].
По оценке банка, рост сельскохозяйственного производства в Азербайджане составит 1,1% в 2022 году, 2% в 2023 году и 2,2% в 2024 году. По данным той же организации, рост производства в промышленности в 2022-2024 годах составит 2,7%, 1,5% и 1,3% соответственно, а в сфере услуг — 7,3%, 5% и 4,6% соответственно.
Эта страна также не осталась в стороне от явлений, наблюдаемых на мировом рынке энергоносителей и продовольствия. Всемирный банк прогнозирует среднегодовую инфляцию в Азербайджане в 2022 году на уровне 12,5% (апрельский прогноз-9%), в следующем году: 9,5% (апрельский прогноз-6,6%), в 2024 году: 8% (апрельский прогноз-6%). Интересна также оценка Всемирного банка развития платежного баланса Азербайджана, согласно которой высокие цены на энергоносители позволят Азербайджану иметь двузначный профицит счета текущих операций в среднесрочной перспективе: 24,5% ВВП в 2022 году, 24,5% ВВП в 2023 г. 16,7%, 13,4% в 2024 г. [9].
Международное рейтинговое агентство S&P Global Ratings также опубликовало прогноз экономического роста Азербайджана: рост валового внутреннего продукта (ВВП) на 4,0%. Другими словами, S&P Global Ratings повысило прогноз экономического роста Азербайджана на 1,3% по сравнению с апрельским прогнозом. Агентство прогнозирует реальный рост ВВП Азербайджана в 2023 и 2024 годах на уровне 1,5 процента, а в 2025 году — на уровне 1 процента.
Правительство Азербайджана обобщило прогнозы экономического роста Азербайджана, прогнозируя более низкий рост ВВП на уровне 3,5% в 2022 году, 2,7% в 2023 году и среднегодовую инфляцию на уровне 12,5% и 6,9% соответственно [10].
В то же время следует подчеркнуть, что продолжение или эскалация военных конфликтов с Арменией, события, происходящие вокруг Украины, ужесточение денежнокредитной политики в развитых экономиках и другие факторы являются неблагоприятными рисками для экономики Азербайджана.
В случае с Грузией также сложилась интересная картина экономического роста.
Устойчивый рост в 10,3 процента в Грузии поддерживается ростом туризма, который почти достиг допандемического уровня, и ростом денежных переводов изза временного притока российского бизнеса и технических специалистов.
Эти тенденции помогли покрыть торговый дефицит Грузии и способствовали повышению курса лари, что привело к увеличению валютных резервов. В отличие от Азербайджана, в случае с Грузией прогнозы ЕБРР более оптимистичны: 8 процентов вместо прогнозируемых ранее 3 процентов роста. Однако на 2023 год майские прогнозы роста экономики до 5 процентов не пересмотрены [11].
Довольно амбициозные показатели экономического роста Грузии прогнозирует также Международный валютный фонд. Согласно последнему прогнозу, рост ВВП Грузии в 2022 году составит 10%. В октябре МВФ прогнозировал рост на 8,8%, а до эскалации российско-украинского конфликта — на 5,9% [13].
Интересна картина и в случае инфляции. В январе-сентябре 2022 г. она колебалась в пределах 10,9-13,9% (график 6).
Согласно отчету Transparency International, только за январь-сентябрь Грузия получила из России около 2,2 млрд долларов США от трансферов, туризма и экспорта товаров, что примерно в 2,6 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и на 64% больше, чем показатель января-сентября 2019 г. [14]. Такой тренд показателей свидетельствует о росте экономической зависимости Грузии от России по сравнению с предыдущими годами. Это увеличение в основном связано с увеличением денежных переводов. В то же время необходимо выделить растущие риски этой зависимости с учетом возможного ухудшения экономической ситуации в России. Предполагается, что в будущем денежные переводы из России, а также доходы от туризма и торговли значительно сократятся из-за временного характера факторов, что может нанести ущерб экономике Грузии.
В создавшейся ситуации, скорее всего, и Армения оказалась в краткосрочном, но весьма выгодном положении.
Армению не обошла стороной эскалация российско-украинского конфликта, учитывая, что страна находится в тесных торгово-экономических отношениях с Россией. После эскалации конфликта пересмотренные международными структурами прогнозы были пессимистичны и предполагали очень низкие, в некоторых случаях даже снижающиеся темпы экономического роста. Однако ситуация развивалась по другим направлениям, что привело к большому притоку денежных переводов, перемещению ИТ-компаний и, как следствие, росту торговли и услуг.
Создавшаяся ситуация «вынудила» пересмотреть прогнозы относительно экономического роста. В результате правительство РА ожидает в 2022 году 11% экономического роста, что примерно на 4 процентных пункта выше среднего целевого показателя, установленного правительством. Конечно, нельзя отрицать, что эти факторы носят временный характер, и уменьшение их влияния приведет к параллельному снижению экономической активности.
В последнем отчете ЕБРР для РА прогнозируется 8-процентный рост в 2022 году и до 4 процентов в 2023 году. Однако последняя оценка роста в 2023 году выше предыдущего прогноза в 2,5 процента [16].
Если попытаться обобщить прогнозы международных организаций относительно экономики РА, то можно заметить, что ЕАБР и международное рейтинговое агентство S&P Global Ratings предсказали самый высокий рост на 2022 год.
При этом важно учитывать те отрасли, которые продемонстрировали больший рост и способствовали росту экономической активности. Из рисунка 7 видно, что основными растущими отраслями являются услуги, торговля и строительство. Это основные отрасли, на которые повлияли благоприятные внешние факторы. Особенно интересен рост строительства, которое продолжает расти устойчивыми темпами в связи с ситуацией на рынке ипотечного кредитования. Кроме того, наплыв туристов и мигрантов увеличивает напряженность на рынке жилья, что приводит к экспроприации недвижимости и росту цен на аренду.
Подводя итог нашему исследованию экономического развития стран Южного Кавказа, можно отметить, что российско-украинская война оказала положительное влияние на тенденции роста этих стран в текущем году, но краткосрочный характер влияющих внешних факторов создает новые риски в сторону непропорционального снижения роста в следующем году.
В то же время большой приток капитала, ситуация на мировом рынке продовольствия обусловливают высокие инфляционные риски в этих странах, влияя на уровень жизни населения, особенно малообеспеченной группы.
Что касается прогнозов международных организаций, то логично, что в контексте текущих событий прогнозы были пересмотрены в сторону роста. В то же время заметно, что прогнозы правительства Азербайджана более пессимистичны, чем прогнозы международных структур. В случае с Арменией прогнозы междуна — родных структур на 2-3 процентных пункта ниже прогнозов правительства РА, но текущие события в экономической активности продолжают укреплять ожидания.
[1] 11 reasons why remittances are important, 14 June 2021, https://www.ifad.org/en/web/latest/-/11-reasons-why-remittances-are-important [2] REGIONAL ECONOMIC PROSPECTS, https://www.ebrd.com/regional-economic-prospects-overview-september-2022.pdf [3] Бюджетное послание правительства РА на 2023 год — пояснительная записка, https://minfin.am/website/images/websit [4] Azerbaijan Real GDP Growth, https://www.ceicdata.com/en/indicator/azerbaijan/real-gdp-growth [5] Regional Economic Prospects May 2022, https://www.ebrd.com/documents/comms-and-bis/regional-economic-prospects-may-2022.pdf [6] Regional Economic Updates, October 2022, https://www.worldbank.org/en/news/press-release/2022/10/04/regional-economic-updates [7] Azerbaijan Inflation Rate, https://tradingeconomics.com/azerbaijan/inflation-cpi [8] Источник: Прогнозы международных организаций, https://www.ebrd.com/news/2022/strong-economic-performance-in-caucasus-amid-geopolitical-turmoil.html, https://www.spglobal.com/ratings/en/, https://www.imf.org/en/Publications/WEO, https://www.worldbank.org/en/news/press-release/2022/10/04/regional-economic-updates [9] Regional Economic Updates, October 2022, https://www.worldbank.org/en/news/press-release/2022/10/04/regional-economic-updates [10] ВБ повысил прогноз роста ВВП Азербайджана в 2022 году до 4,2%, https://ru.investing.com/news/economic-indicators/article-2187695 [11] World Economic Outlook, https://www.imf.org/en/Publications/WEO [12] REGIONAL ECONOMIC PROSPECTS, https://www.ebrd.com/regional-economic-prospects-overview-september-2022.pdf [13] IMF Reaches Staff-Level Agreement on First Review for Georgia’s Stand-By Arrangement [14] Georgia’s Economic Dependence on Russia: Impact of the Russia-Ukraine war, Georgia’s Economic Dependence on Russia: Impact of the Russia-Ukraine war — საერთაშორისო გამჭვირვალობა — საქართველო (transparency.ge) [15] Там же. [16] Социально-экономическое положение Республики Армения в январе-сентябре 2022г., https://armstat.am/am/?nid=82&id=2522 [17] Strong economic performance in Caucasus amid geopolitical turmoil, https://www.ebrd.com/news/2022/strong-economic-performance-in-caucasus-amid-geopolitical-turmoil.html [18] Источник: Прогнозы международных организаций, https://www.ebrd.com/news/2022/strong-economic-performance-in-caucasus-amid-geopolitical-turmoil.html, https://www.spglobal.com/ratings/en/, https://www.imf.org/en/Publications/WEO, https://www.worldbank.org/en/news/press-release/2022/10/04/regional-economic-updates Ссылки
ВБ повысил прогноз роста ВВП Азербайджана в 2022 году до 4,2%, https://ru.investing.com/news/economic-indicators/article-2187695 Литература
Автор: Нарине Петросян © Все права защищены.
© Исследовательский центр «Амберд»