30 апреля, в Международный день джаза (International Jazz Day), в австралийском Мельбурне грандиозным гала-концертом завершился Месячник джаза (Jazz Appreciation Month), отмечаемый во всем мире с 2002 года. В концерте приняли участие звезды сегодняшнего джаза – Хэрби Хэнкок, Джон Бизли, Брайан Блейд, Игорь Бутман, Курт Эллинг, Бен Уильямс, Лизз Райт и многие другие. Международный день джаза был учрежден ЮНЕСКО совместно с Институтом джаза Телониуса Монка в 2011 году с целью популяризации джаза во всем мире и в ознаменование его роли в деле продвижения мира и дружбы между народами. В прошлом году Институт был переименован в Институт джаза пианиста и композитора Хэрби Хэнкока, в знак признания его многочисленных заслуг в деле развития джаза.
Праздник джаза прошел почти в двухстах странах мира и Армения не стала исключением. Специальные мероприятия и концерты прошли в клубах, на концертных площадках, звучали в эфире радио-станций. Тысячи людей стали слушателями прекрасной музыки, под названием джаз. И мало кто в тот день вспоминал имя человека, с которого, можно сказать, начиналось увлечением джазом на всей территории бывшего Советского Союза и Восточной Европы.
С чего все начиналось
Если спросить любого жителя Еревана старше 60 лет, любящего джаз, с чего начиналось его увлечение этим жанром музыки, он, без сомнения, назовет имя Уиллиса Коновера. Хотя, нет, началось лет на 5-6 раньше, когда после окончания войны появились фильмы, полученные по лендлизу из США – «Джордж из Дикни-Джаза» и, конечно, легендарный «Серенада Солнечной долины». Тогда уже советские люди могли познакомиться с настоящим американским джазом (то, что звучало на советской эстраде, несмотря на имевшиеся в названиях оркестров слово «джаз», джазом назвать достаточно трудно). Но то, что произошло со вкусами людей в 1956 году, трудно переоценить с точки зрения джазового вторжения в Восточную Европу и СССР. Именно в этом году началось вещание музыкальной программы «Голоса Америки», которую вел Уиллис Коновер. На протяжении почти сорока лет он учил джазу десятки миллионов слушателей. Именно столько радиоприемников включались в назначенный день и час, и из динамиков, которых лилась настоящая джазовая музыка и слышался мягкий баритон Коновера. Шесть дней в неделю он вел двухчасовую передачу, в начале которой отчетливо слышался его голос : «This is Willis Conover, Music USA, Jazz Hour».
Спросите у любого любителя джаза со стажем и он, не раздумывая, скажет, что именно благодаря этим передачам, он и стал фанатом названной музыки. Секрет заключается в том, что в те годы, сразу после войны, когда опустился «железный занавес» и началась холодная война, джаз был отнесен к «буржуазной музыке», «музыке толстых» и практически, запрещен. Как, кстати, и в фашисткой Германии. Диктаторы хорошо знали, что джаз это музыка свободы и чувствовали ее разрушительную силу. А эта музыка давала некий импульс, желание жить, развиваться и дышать. И таким катализатором стал Уиллис Коновер со своей передачей.
Кто такой Уиллис Коновер
Уиллис Кларк Коновер (Willis Clark Conover) родился 18 декабря 1920 года в Нью-Йорке. Отец Коновера настаивал на том, чтобы сын поступил в военное училище «Цитадель» в Южной Каролине и продолжил семейную традицию, став военным. Вопреки желанию отца, Уиллис поступил в Сэлисбурский университет штата Мэриленд. Уже в пятнадцать лет начал издавать журнал the Science Fantasy Correspondence, а в девятнадцать начала работать на радиостанции WTBO. Потом служба в армии, а в 1949 году произошел первый серьезный контакт с джазом – ему было поручено вести концерт оркестра Дюка Эллингтона. До этого момента он лишь слышал его по радио или на пластинках. Чуть позже, его активная деятельность, заинтересованность и глубокие познания в области музыки вообще, и джаза, в частности, делают его Вице-Президентом джазового сообщества (Hot Jazz Society) в столице Штатов, куда он перебрался к этому времени. В 1954 году он устраивается на работу на радиостанцию «Голос Америки» (VOA) и делает записи джазовых концертов. Наконец, 6 января 1955 года в эфир выходит его первая радиопередача «Music USA, Jazz Hour».
Программа эта была рассчитана на слушателей стран Восточного блока и СССР исключительно (в Америки эти передачи не транслировались и имя Коновера до сих пор на его родине практически неизвестно). Прекрасно понимая, что в этих странах мало кто хорошо говорит по-английски и, следовательно, его могут не понимать, он придумал «особый английский» для своих передач. Он специально говорил медленно, со скоростью примерно одного слова в полторы секунды, четко выговаривая каждый звук, стараясь не употреблять витиеватых фраз и сложных слов. Комментировал он предлагаемую к прослушиванию композицию достаточно скупо, лишь одна-две фразы на каждый номер. При этом, слушая его, было сразу понятно, что ведет ее не просто диктор, а человек, целиком охваченный одной единственной всепоглощающей страстью, и видимо, не нуждающийся в жизни больше ни в чем, кроме как представлять аудитории любимых артистов и передавать их музыку.
В своих передачах Коновер был необыкновенно лаконичен и сдержан в оценках и характеристиках тех или иных музыкантов. Он часто приглашал в студию журналистов и критиков и просил их дать оценку тому или другому музыканту. Конечно, у него были свои любимчики, но он никогда не демонстрировал своей привязанности к тому или иному джазмену или стилю. Для него все были равны. Хотя, сам он любил мэйнстрим и не очень модерн-джаз. Заключая в 1955-м договор о сотрудничестве с VOA (штатным государственным служащим он никогда не числился), Уиллис Коновер закрепил за собой единоличное право самому целиком определять содержание и форму своих передач. Всякий раз, когда администрация критиковала его за неподобающий, по ее мнению, репертуар, он спокойно отвечал: «вы можете не возобновлять со мною контракт». Чем дело и ограничивалось.
Ведущий, исследователь, учитель
Он был не просто знающим специалистом и большим любителем джаза, и, конечно, коллекционером, (говорят, после его смерти, в его домашней коллекции нашли около 60 тысяч пластинок!), но и серьезным исследователем современной музыки. На его передачах, умных, серьезных и профессиональных, выросло несколько поколений любителей джаза. А многие из них, еще и ради того, чтобы лучше понимать его, стали изучать английский язык!
Кроме своей радиодеятельности, Коновер организовывал, продюсировал и вел знаковые джазовые мероприятия — серию джазовых концертов в Белом доме, Ньюпортский джазовый фестиваль. Кстати, о последнем братьями Авакянами – легендарным продюсером Джорджем и его братом, фотографом и режиссером Арамом – в 1958 году был снят замечательный документальный фильм-концерт «Jazz on a Summer’s Day».
Он был яростным поборником прав человека, идей равенства и толерантности. Ему доставалось от белых за то, что он пытался создавать смешанные составы, приглашал к себе как белых, так и черных музыкантов, не делая между ними никакой разницы. Но самое курьезное заключается в том, что ему доставалось и от представителей различных экстремистских афроамериканских организаций за то, что, по их мнению, он уделял гораздо больше внимания белым музыкантам, чем создателям жанра, чернокожим джазменам.
Три раза (в 1967, 1969, 1983 гг.) Уиллис Коновер посещал Советский Союз и каждый раз это был большой и настоящий праздник для советских поклонников джаза. Его знали лишь по голосу и буквально боготворили за те музыкальные «подарки», которыми он щедро одаривал своих слушателей. И поэтому, личные реальные встречи с настоящим героем, были грандиозным и совсем неожиданным сюрпризом для всех.
Он работал до последнего дня своей жизни. Конечно, страшная болезнь – рак легких, который он заработал, будучи заядлым курильщиком с 57-летним стажем курения – наложила свой отпечаток на его работоспособность и даже голос. С конца восьмидесятых болезнь постепенно лишала его красивый баритон былого великолепия. Невероятная энергия, всегда ему присущая, ощущалась уже скорее потенциальной, нежели кинетической. Но он продолжал работать. Дело всей его жизни не отпускало его ни на день.
17 мая 1996 года Уиллис Коновер скончался в возрасте 75 лет. Его прах был захоронен на Арлингтонском кладбище в Вашингтоне. 5 июня состоялся большой концерт его памяти, в котором приняли участие многие звезды джаза, с которыми он работал. Позже Почтовой службой США была выпущена почтовая марка в честь Коновера. О нем, о его манере работать и вести радио-программы много раз писали как американские, так и другие издания. А в 2007 году вышла его биография, написанная Теренсем Рипмастером. Многие иностранные государства удостоили его посмертно различными почетными наградами. Но джазовый мир ждет главного – выпуска некоего аудио-трибьюта под условным названием «We Remember Willis».
Автор: Армен Манукян (Armen Manukyan) © Все права защищены.