Может покажется парадоксальным, а может и нет, но существующие сегодня в Армении все серьезные проблемы имеют политические основы и требуют политических решений. Вышесказанное относится ко всем сферам: безопасность, здравоохранение, градостроительство, образование. В результате внутриполитических процессов последних пяти лет в Армении политическая борьба, в сущности, прекратилась, а реальные политические процессы были заменены ритуальными и номинальными событиями. Социально активная часть общества пытается рассматривать вопросы исключительно политического содержания и решения в рамках неполитического континуума.
Более детально
а) Начиная с выборов Национального Собрания 2012 года, в Армении не существует конкретной реальной политической силы, способной хотя бы теоретически представлять угрозу для позиции правящей партии в частности, и для политического устройства в целом. Реальная политическая альтернатива, готовая сформировать какую-либо другую систему взамен существующей власти, просто отсутствует. Псевдо-политика в сфере образования, культуры, безопасности скорее напоминает номинальные упорядочивания, способствующие ритуализации всех этих процессов. То, что политическая борьба в стране уже давно имеет ритуальное поприще, надеюсь, не нуждается в аргументации, но представим соответствующие примеры.
- В Армении выборы и референдумы проводятся с заранее известными результатами (к тому же эти результаты известны и тем, кто “за” и тем, кто “против”): выборы Национального Собрания 2012 года, выборы президента 2013 года, референдум по Конституции, выборы парламента 2017 года.
- Политические решения, принятие законов, судебные заключения, должностные назначения осуществляются не с политической целесообразностью и с точки зрения политической выгоды, а под воздействием самых разных течений: часть законов принимается под воздействием внешних сил (закон о семейном насилии), другая часть – для удовлетворения амбиций некоторых лиц (конституционные изменения, которые позволили Сержу Саргсяну остаться у власти).
- Внешняя политика осуществляется с учетом интересов криминально-олигархических элементов, обслуживающих режим (переговоры РА с ЕАЭС, в результате которых сохранились позиции некоторых монополистов).
Все это подтверждает следующее — реальные политические процессы в Армении приостановлены.
б) Активная часть общества в лице молодежи с некоторым образовательным цензом периодически, самопроизвольно пытается найти отдельные точечные решения с их точки зрения наиболее существенных и актуальных проблем. Наиболее известные примеры данного явления- движение “Платим 100 драм”, “Электрический Ереван”, движение сквера Маштоца и другие (список с некоторой предусмотрительностью можно продолжить: стиральные машины для армии, туалетные бумаги для ЕГУ, “Вон из нашего кармана”, туфовые плитки для армии и аналогичные движения)- все эти процессы рождаются и развиваются по одинаковому формату и сталкиваются с теми же ошибками с более или менее удачными конечными результатами. Возникающие в Армении общественные движения обусловлены определенной неблагоприятной почвой, нарушением интересов некоторых социальных групп, развитием и нарастанием существующих недовольств и аполитичными молодежными трендовыми движениями, которые очень часто в силу отсутствия лидерства и координации, неправильно запланированной стратегии заходят в тупик и деградируют из-за неспособности решать серьезные, долгосрочные проблемы в аполитическом формате. Предложенные властью решения ограничиваются некоторыми символическими уступками: 100 драм останется неизменным, электроэнергия временно не подорожает и т.д., обеспечивающие организаторам движения легитимную основу для того, чтобы “разойтись по домам”, и движение затихает. Все это не только не вредит правящему режиму, не только не содействует сформированию нового, но, наоборот, способствует воспроизводству старой власти (эффект “выпуск пара”)[i].
Суть проблемы заключается в следующем: из-за отсутствия опыта, политической неграмотности или неспособности стоять выше конъюнктурных процессов, активная часть общества[ii] не готова воспринимать одну фундаментальную истину- в Армении невозможно достичь долгосрочного и основательного (без юношеского романтизма) успеха без развития и успешной имплементации политических процессов. Для конкретизации отметим, что подходы к решению проблем в Армении следует искать скорее в политическом, чем в гражданском ареале, и для их достижения необходимы правильно поставленные политические цели. Однако активная общественная масса не в состоянии и не умеет предложить политические цели и достичь решения существующих проблем.
Здесь следует поговорить о способностях и функциональности другой “группы”. Очень часто в СМИ и в обыденных разговорах общество в Армении оценивается, как переходное, что, в сущности, не соответствует реальности, так как после распада Советской власти в стране правящая элита не изменилась. Общественно-политическая система, служащие ей криминально-олигархические элементы и номенклатура, по всей видимости, являются бенефициарами старой системы, и пока они продолжают оставаться у власти, нет никакой надежды на продуктивную и успешную трансформацию власти. Следовательно, первым шагом должна быть смена элиты, после чего должны следовать последующие решения.
Однако на примере грузинской и украинской революций видно, что падение старой системы и отстранение чиновников от власти еще не достаточно. Для кардинального изменения ситуации необходима альтернатива существующей власти, социальная группа с собственной платформой и концепцией, способная установить новую повестку в стране. Эти изменения, в свою очередь, не могут произойти за один день, это долгий процесс, требующий элитогенеза[iii].
Принимая во внимание характерные черты французской и американской революций, можно прийти к следующему выводу: наилучшим способом смены власти является формирование на основе интеллектуальных групп аудиторий и назначение руководителей с новым мышлением, результативная деятельность которых приведет к образованию новой элиты и современного общественного строя. Без учета всего этого наиболее вероятный конечный итог свержения власти столкнется с тем же, что и попытка группы “Сасна црер”. Только в результате выполнения отмеченных шагов возможно будет обеспечить в республике кардинальные изменения сущностных проблем, а остальные попытки- это всего лишь косметические мероприятия или иллюзия. Дорожная карта предпринимаемых шагов заключается в следующем:
- Создание интеллектуальных групп, освобождение от “владычества”, создавшейся в стране конъюнктуры с помощью самообучения и опыта зарубежного образования, разработка собственной концепции:
- Привлечение и трансформирование аудитории в армию единомышленников посредством публичных разъяснений, образовательных и гражданских мероприятий, просвещения и предоставления альтернатив:
- Переформирование взаимоотношений “группа-аудитория” в дискуссию “элита-современное общество”:
- Революция: имплементация управления государственной властью новой элитой или посредством выборов или мирного гражданского неповиновения:
- Кардинальные изменения в политической, социо-психологической, культурной, экономической и других сферах Армении, начало переходных процессов:
- Формирование либерального, прававого, современного общества.
Как уже было отмечено, первоочередная задача заключается в следующем: урегулирование существующих в Армении всех серьезных проблем видеться сквозь призму необходимых политических решений. Обоснуем тезис на примере образовательной системы.
Коррупция: В Армении в основном распространена пирамидообразная коррупционная схема, согласно которой правление от основы до вершины осуществляется через внутрисистемные черные схемы. Следовательно, в Армении эффективная борьба с коррупцией возможна только при условии, если первые пять лиц страны начнут антикоррупционную кампанию (в этом случае в течение первых двух недель в процентном соотношении существенная часть проблемы будет решена). Это станет реальным только в результате конкретных процессов, которые приведут к перестановке внутри власти. Вряд ли среди читателей окажется хоть один человек, который будет настаивать на том, что у сегодняшней власти присутствует воля и моральные ресурсы заниматься урегулированием этой проблемы. Коррупция в образовательной системе является частью описанной схемы, отдельно взятая борьба с которой не будет продуктивной.
Недофинансирование образовательной системы: Болонский процесс, частью которой является и Армения, завершится в 2025году[iv], после чего начнется Сорбонский процесс. Однако в нынешних условиях Армения не сможет присоединиться к данному процессу, в силу того что 5% ВВП страны должны быть направлены на образование. В то время как по данным 2015 года эта цифра составляла всего лишь 2,2%, из которых только 0,3% были направлены на расходы высшей образовательной системы. В 2016 году эта цифра сократилась, а уже в 2017 году бюджетные ассигнования, направленные на образовательные расходы по сравнению с 2016 годом[v]— сократились на 0,02%. Между прочим, государственное финансирование образовательной системы в РА считается самым низким в постсоветском пространстве[vi].
В целом образовательная политика в авторитарных и полуавторитарных странах отличается сходными характерными чертами (в нашем случае это псевдополитика). В подобных странах образовательная система либо вообще не финансируется, чтобы держать общество в невежестве, либо финансируется настолько, чтобы можно было воспитывать общество в соответствии с идеологией правящего режима. Касательно нашей страны показателями этой политики являются “патриотическое – псевдопатриотическое образование”, этнический или культурный национализм, отсутствие доверия к демократии как института. В рамках существующего режима выделение бюджетных ассигнаций не может быть увеличено не только из-за недостатка финансовых средств, но и из-за логики правящего режима: так как вряд ли образованный человек продаст свой голос за 5000 драм и станет жертвой политических манипуляций.
Рынок образовательных услуг, и отсутствие связи между рынком образования и рынком труда: Характерные черты образовательной системы XXI века определяются не только социальной и воспитательной концепциями, но и индустриальными масштабами и регулированием рынка. С точки зрения логики рыночной экономики, как бы ни был организован малый рынок, он все-таки будет уязвимым. Одной из значимых проблем армянской образовательной системы является немноголюдность последней, возможное решение которой заключается в интернационализации образовательной среды, oднако для имплементации этой программы необходимы существенные ресурсы и первоклассные административные навыки. Международная образовательная среда подразумевает совершенно иную, современную и независимую научно–образовательную формацию, которая, однако, для режима, с точки зрения политики, считается нецелесообразной. С другой стороны, связь между рынком труда и образовательной системой либо достаточно слабая, либо полностью отсутствует, что обусловлено недоразвитостью профсоюзов, раздутостью и коррупционностью государственного аппарата и, наконец, преднамеренной политикой, поощряющей эмиграцию. В связи с этим образование не соответствует требованиям рынка, из-за проявляемой халатности рынок надлежащим образом не обслуживается, выпускники по специальности не обеспечиваются трудоустройством и карьерным ростом. Вышеупомянутые проблемы с политическим подтекстом, связанные с качеством образования, пожалуй, считаются наиболее объемными, и при такой системе государственной власти решения этих проблем не могут быть реализованы.
Периферизация образования: В рамках постколониального дискурса наиболее фундамнетальной проблемой образовательной системы считается ее периферизация, являющаяся результатом периферийной сущности элиты.
“Знание — центристское” образование: Армянская образовательная система не обеспечивает студента соответствующей компетенцией для работы на международном рынке. Получаемые знания на любом уровне образовательной системы не обновляются, следовательно, образование воспроизводит само себя и не развивается. Тем самым образовательная система остается знание-центристской и не обеспечивает необходимые навыки и умения. Наличие архетипов и архаизмов, характерных минувшей эпохе, иногда их превосходство в науке, стагнация посттоталитарного режима, отсутствие смены поколений являются проблемами, решение которых возможно исключительно в условиях контроля над всеми рычагами власти и в результате продолжительных и профессиональных мероприятий. Помимо этих проблем все остальные являются производными от них или носят косметической характер. Регулирование сферы возможно только вследствие проявления политической воли, имплементации реальных политических процессов и реформ.
———
Теперь пришло время закончить с общественным самообманом, выйти из поглотившей нас конъюнктуры и заняться решением серьезных и долгосрочных проблем. Прошло время политических движений, напоминающих подростковые поиски, лишенных бдительности. Пришло время стать рассудительными.
Ссылки
[i] Периодически возникающие движения, направления на решения небольших и локальных проблем не только отвлекают внимание общественности, но и разряжают ее и препятствуют нарастанию волны сильных недовольств.
[ii] Участники и организаторы общественных движений
[iii] Рождение элиты
[iv] Это означает, что уже включенные программы и модели, не требующие дополнительного финансирования, будут сохранены, но дальнейшего развития не будет
[v] Краткое обобщение государственного бюджета РА на 2017год
http://www.parliament.am/committee_docs_5/fv/text2017.pdf
[vi] J. Klein, The state of education series, Teritary Education, Global report, , UNESCO Institute for Statistics in EdStats, 2011
Список литературы
- ՀՀ ԱԺ պաշտոնական կայք, http://www.parliament.am/
- Жан-Жак Руссо, Избранные сочинения в трех томах, Москва, ГИХЛ, 1961
- Johan Huizinga, Homo Ludens http://art.yale.edu/file_columns/0000/1474/homo_ludens_johan_huizinga_routledge_1949_.pdf , 22.09.2017
- Norbert Elias, On the Process of Civilisation, edited by Stephen Mennell, Eric Dunning, Johan Goudsblom and Richard Kilminster, Dublin, UCD Press, 2012.
- Norbert Elias, The Court Society, edited by Stephen Mennell, Dublin, UCD Press, 2006.
- Encyclopedia Britannica, http://www.britannica.com/ , 22.09.2017
Автор: Арег Кочинян (Areg Kochinyan). ©Все права защищены.
Перевела: Лусине Карагезян (Lusine Gharagyozyan).