А нужен ли нам театр?

Еще в 1983 году популярная в советские годы эстонская шоу-группа пела веселую песенку про нерадивых любителей музыки «Мы очень любим оперу». Свою любовь они определяли по «упоительному и восхительному буфету» театра. (https://www.youtube.com/watch?v=-UmhIHXJ4sM). Так вот, песня эта вспомнилась в эти дни, когда разгорелся скандал вокруг увольнения директора и худрука ереванского Театра оперы и балета маэстро Константина Орбеляна.

Не хочется приводить детали дела, они всем интересующимся, всем тем, кого задела за живое эта проблема, хорошо известны. Явно надуманная претензия, бюрократическая зацепка, сильно попахивающая личной неприязнью или, хуже того, директива спущенная сверху, вызвала широкую волну возмущения у всех слоев населения республики. Когда писался этот материал решения – ни положительного, ни отрицательного – еще принято не было. Но сейчас разговор даже не о конкректном человеке или конкретном решении одного человека в верхах. Речь об отношении у нас к культуре, к культурному человеку, к искусству. Кажется, такое отношение пришло со старых советских времен, когда культурой руководили люди, далекие от нее и, по большому счету ее и не любившие. Мало что изменилось и во времена независимости. Первый президент был абсолютно к ней равнодушен, второй делал вид, что любит джаз, ну а при третьем, рабис и пошлейшая попса рсцвели пышным цветом. Концертные и театральные залы опустели, в обществе уклон пошел в сторону клубной культуры, телевидения с его ужасными и, прямо-таки, развращающими «развлекательными» программами и прочими Stand-Up-апами и юмористическими клубами. Нет, конечно,  концерты Венского филармонического оркестра и сольное выступление оперной дивы Рене Флеминг (которую, кстати, благодаря личным связям, сумел привезти именно Константин Орбелян) собрали полный филармонический зал. Но тут надо учитывать, что в зале чуть больше полторы тысячи мест и было бы совсем грустно, если бы в Ереване не нашлось и такого мизерного количества поклонников серьезной музыки. И это супер-звезды мировой сцены. А вот, к примеру, на концерт Государственной хоровой капеллы п\у О.Чекиджяна, которой стоя апплодируют во многих странах, посвященный юбилею Комитаса, не набралось и половины зала. Как и на многие другие классические концерты. А что вы хотите? Если годами людям вдалбливают, что это старье, что классика никому уже не нужна, что главное лишь крепкий менеджмент, а при этом, на авансцену лезут настырные мальчики и девочки, которые ради того, чтобы попасть «в телевизор», а затем быть приглашенным на корпоратив, церемонию открытия нового автосалона, крупную свадьбу, готовы на все в прямом смысле слова, то, вполне естественно, что результат будет именно такой. И отношение к серьезным деятелям культуры будет такое же.

            Иногда в голову приходит крамольная мысль – а может, ну, ее, эту самую музыкальную культуру, высокое искусство? Ну не ходят люди в филармонию, значит не нужно. Насильно мил не будешь. Может и правда, устарели все эти Моцарты с Бетховенами? Вот если запулить их в диджейской обработке, со всякими там лупами, в стилях dub-step и deep house, люди танцевать будут, веселиться, в машине по дороге на Севан слушать и балдеть. А так сидеть два часа в кресле в филармонии и слушать что-то нудное… Или опера. Ну что они там поют? Слов не разобрать, декорации картонные, костюмы сшиты из отходов и старых занавесей. Ну кто это будет слушать? Вот, смотрите – в Зимбабве ведь нет ни оперного театра, ни государственного зимбабвийского филармонического оркестра и ничего, живут себе люди. И нет у них проблем, кого назначить новым директором Оперного театра – Эдуарда Топчяна, который время от времени громогласно заявляет об этом? А на его место Сергея Смбатяна, на поднятие имиджа которого были брошены чуть ли не все государственные ресурсы? Нет театра, нет оркестра – нет и проблем. Логика железная. Здание отдать под мощнейщее в мире казино с прилегающим рестораном, а все высвободивщиеся деньги направить на строительство новой высшего класса гостиницы в Цахкадзоре, в очередной надежде на то, что превратится он таки, родненький, в Куршавель и туда валом повалят богатенькие туристы со всего света. А что? Чем не вариант? И от оперных проблем избавимся и туризм будем развивать. Уже не говорю о том, что проблем с этими настырными и живучими музыкантами не будет больше. Сразу двух зайцев убьем.

Спросите, а что делать с юными талантами, которые рождаются у нас вне зависимости от политического и экономического строя? Элементарно! Или сгноить здесь же отсутствием возможности учиться, развиваться и «заточить» в рестораны и клубы или, еще легче, практически выслать за рубеж. Пусть там им гранты дают, пусть они там учатся, завоевывают себе имя, положение в музыкальном мире, а мы здесь потом будем гордиться ими, приглашать в гости, интервью брать. Записывать во всякие списки «великих армян» и гордиться-гордиться-гордиться. Издалека. Бесплатно. Без прикладывания каких либо усилий.

Нет, ну как, скажете вы. Мы народ древней культуры, мы первые в мире, мы лучшие, у нас есть Маштоц, Комитас, Гарни и Гегард. А еще долма и лаваш. Нам никак нельяз без оперного театра! Ах, нужен? Ну тогда надо потрудиться, чтобы он не только был, но и продолжал быть и развиваться. А для этого нужны вложения, для этого нужен тот же пресловутый менеджмент, нужна правильная политика подбора кадров. Ведь в искусстве именно от одного человека, ведущего специалиста зависит очень много. Конечно, общий уровень тоже важен, но если ведущий в теме человек достойный, то и потянуть за собой он сможет любой коллектив. А что у нас происходило с оперым театром, филармоническим и камерным оркестрами? Вспомните. Был Валерий Гергиев. Выжили. Был у нас Оган Дурян – вытеснили. В самые суровые годы что-то делал Лорис Чкнаворян – не понравился. Из последних – Карен Дургарян, тоже не пришелся ко двору и сейчас великолепно работает в Новосибирске. А до чего довели Арама Карабекяна? Не могут , не любят у нас талантливых людей. Завидуют, стоит только одному сделать что-то полезное, нужное, красивое, сразу зависть, переходящая в ненависть, желание всеми силами отобрать начатое дело, взять в свои руки, а потом, хоть трава не расти. Что же за люди мы такие?

Ну, а теперь конкретнее. Если в самое ближайщее время в министерстве культуры не будет решен кадровый вопрос, то его нужно попросту закрывать. Все равно от его деятельности никому никакой пользы нет. Музыканты, артисты, художники, организаторы только и просят : «не помогаете – хоть не мешайте!». Дальше. Дать возможность культурным и деятельным людям спокойно, без боязни быть обвиненным в чем-то, работать и создавать культурный продукт, приглашать из-за рубежа талантливых соотечествеников на руководящие должности, без оглядки на бюрократические препоны, поощрять меценатство, поддержать детские музыкальные школы и колледжи, прекратить крутить в телеэфире рабис..Ой, да дел, на самом деле, много. И никто не говорит, что  будет легко.. Но если этого не делать, если продолжать бороться с лучшими людьми страны и с лучшими идеями, то оперный лучше закрыть уже сейчас. А заодно, и все остальные театры, музеи и прочие, не приносящие прибыли «объекты». А что зря деньги тратить?

Автор:Армен Манукян (Armen Manukyan) © Все права защищены.