Рабочая жизнь вступила в новую эру

Farewell BC (before coronavirus). Welcome AD (after domestication)

Прощай Д.К. (до коронавируса).  Добро пожаловать П.А. (после адаптации).

16 марта Бартлби вышел из офиса журнала “Экономист”, чтобы пойти домой. Это был последний день, когда весь редакторский состав собрался в нашем лондонском здании. И на момент написания статьи, дата возвращения в офис пока не была указана.Удивительно, как быстро мы адаптировались. Журнал был написан, редактирован и выпущен с диванов и кухонных столов. Январь и февраль кажутся древней эпохой — с периода Д.К. (до коронавируса) в новую эпоху П.А. (после адаптации). Данный переход может вызвать значительные изменения условий труда в XIX и XX вв. Twitter уже сообщил, что всем его сотрудникам позволят работать полностью из дома, а Facebook предполагает, что половина его сотрудников будет так работать в течение десятилетия.

Это был более внезапный переход, чем то, что случилось с заводами. Под паровой тягой подразумевалось, что они были спроектированы вокруг одной огромной энергетической системы, дополненной поясами и блоками, которые пробивались через здание. В какой-то момент сбой в системе означал бы, что это все могло просто остановиться. Затем электрификация позволила отдельным машинам приобрести свой собственный источник энергии. Но потребовалось полвека после электроснабжения в 1880-х годах, чтобы  заводы были перестроены на использование нового источника энергии.

Текущий, быстрый переход к новой эпохе П.А. имел свои предпосылками. Во-первых, на сегодняшний день услуги широкополосной связи достаточно быстрые, чтобы позволить скачивания документов и видеоконференции. Во-вторых, развитая экономика строится на услугах, а не на производстве. В 1970-х годах, когда Великобритания утвердила трехдневную рабочую неделю (для того, чтобы бороться с забастовкой шахтеров), там отключили электроэнергию, а телестанции пришлось рано закрыть. Другими словами, домашняя жизнь также серьезно пострадала. Пандемия не угасла.Более того, она сделала так, что дистанционная работа кажется и нормальной, и допустимой. Раньше работникам, которые оставались дома, приходилось преодолевать подозрение, что они прогуливали. Сейчас те, кто настаивают на том, чтобы находиться в офисе, кажется, важничают.Разумеется, чего-то не хватает. Видеосвязь лишена непосредственности обычной встречи; нет импровизированных замечаний, чтобы поднять настроение. Дистанция способствует затруднению дружеских отношений. Творчество, возможно, труднее стимулировать. Октавиус Блэк из тренинговой компании Mind Gym говорит, что новые идеи исходят из слабых звеньев в сетях, то есть от людьей, которых вы встречаете время от времени. Такие “случайные столкновения” становятся реже.

Хотя офисы не исчезнут, трудно представить, что рабочая жизнь вернется во времена Д.К.. На протяжении более чем одного века работники толкали себя в переполненные поезда и автобусы или терпели пробки, чтобы попасть в офис и вернуться домой, пять дней в неделю. За последние два месяца им не приходилось добираться на работу, и они наслаждались этим временем перерыва.

Работодатели, в свою очередь, содержали дорогостоящие помещения в городских центрах, так как им нужно было собрать всех рабочих в одном месте. Аренда является лишь частью расходов; здесь же уборка, освещение, печатающие устройства, общественное питание и охрана на высшем уровне. Когда ты работаешь из дома, ты платишь за свои коммунальные услуги и за еду.

Многие компании и работники могут вспомнить момент из “Волшебника из страны Оз”: корпоративная штаб-квартира представлена в качестве пожилого человека за занавесом. Вера в централизованный офис, возможно, никогда не будет восстановлена.Еще одним аспектом эпохи П.А. может быть исчезновение пятидневной рабочей недели. Даже до пандемии многие работники привыкли отвечать на телефонные звонки или электронные письма по выходным. В эпоху П.А барьер между домашней и рабочей жизнью — полезный способ снятия стресса, будет ещё труднее поддерживать.

Он может быть утрачен полностью. Не добираясь на работу с понедельника до пятницы, выходные кажутся более неопределенным понятием, также в случае рабочего дня с 9 до 5 часов. В будущем сотрудники могут работать и брать перерывы, когда им захочется, через единственный зафиксированный способ —  видеозвонок с компанией. Однако, с другой стороны, ритм жизни нарушен и нужна новая рутина: как пела британская поп-группа Мэднесс про школу “Широкие штаны”. Люди вынуждены “пробовать разные пути, чтобы изменить дни”.Если заглянуть вперед, эпоха П.А. может внести другие изменения. Некоторые могут принять решение жить в маленьких городах, где расходы на жилье ниже, так как им не нужно добираться на работу. У мужчин будет меньше оправданий на то, чтобы пропустить уборку или уход за детьми, если они не пропадают в офисе. В каком-то смысле, это возвращение к нормальной жизни: до 19 века большинство людей работали в своих домах или поблизости от них. Но общественные историки все еще могут считать 2020 год началом новой эры.

Автор оригинала: Bartleby, The Economist

Переводчик: Сона Мелконян (Sona Melkonyan) © Все права защищены.