Армения и Турция. Торговая зависимость или выбор?

Правительство Республики Армения своим решением № 1708-Н от 20 октября 2020 года ввести запрет сроком на 6 месяцев на импорт товаров для конечного потребления турецкого происхождения. Запрет вступил в силу с 31 декабря 2020 года [1].  Затем в июне решение было продлено еще на шесть месяцев. Решение, имея преимущественно политический подтекст, в первую очередь связано с экономикой и может привести к большим экономическим изменениям.

Экономика Армении связана с турецким рынком еще со времен установления государственности в 1991 году, и со временем эта связь еще более сращивалась. Если проследить за динамикой импорта РА из Турции (Рис. 1) [2], то можно увидеть, что с определенными колебаниями объем импорта в 2001 году 44,014 тыс. долларов США за 20 лет вырос в пять раз, достигнув 227,337.10 тыс. долларов США в 2020 году.  Рост особенно набирает обороты начиная с 2004г., период, когда армяно-турецкие политические отношения получили новый размах и проводились активные встречи на государственном уровне. Более того, в 2008 году, когда объемы импорта резко выросли, по приглашению Президента РА Сержа Саргсяна в Армению прибыл президент Турции Абдулла Гюль с целью просмотра футбольного матча Армения-Турция. Это положило начало новому этапу нормализации армяно-турецких отношений и установления дипломатических отношений, которое получило название «футбольной дипломатии».

С 2008 года Турция входила в первую десятку торговых партнеров Армении, колеблясь на 5-8 строчках [3].

Диаграмма 1. Jбъемы импорта из Турции в 2001-2020 гг.

Но делать выводы рано, так как картина не полная. Изучив объем импорта товаров из Турции в целом (Диаграмма 2), увидим, что Турция не единственная страна, от которой зависит армянский рынок. Более того, она пропорционально уступает России, Китаю и Ирану.

Диаграмма 2. Объемы импорта в Армению по странам 2001-2020 гг.

Не секрет также, что в общей структуре турецкого экспорта доля Армении очень мала по сравнению с другими странами — около 0,00000514% [4]. Можем сказать, что под армяно-турецкими торгово-экономическими связями нужно понимать преимущественно импорт турецких товаров в Армению. Тем не менее, в среднем 4,8% импорта из других стран в Армению приходилось на долю Турции и этот показатель не превышал 7,24% (Диаграмма 2): последний был зафиксирован в 2005 году, когда экономический рост достиг 13,9%. Между тем на долю России приходится 36,02% импорта Армении, которое занимает 1/3 рынка, за которым следуют Китай — 12,52%, Германия и Иран — 6,81% и 5,84% соответственно. Здесь, однако, следует обратиться к стране происхождения импортируемых товаров. В объемах импортируемых товаров из Турции и товаров турецкого происхождения есть существенная разница, в частности, в январе-октябре 2020 года в Армению было импортировано товаров турецкого происхождения на сумму 178130.7 тысяч долларов [5], в то время как только 80249.9 тысяч долларов было импортировано непосредственно из Турции. Более того, в период с 2004 по 2020 годы импорт товаров турецкого происхождения постоянно превышал импорт товаров из Турции — в среднем в 1,5 раза, самый высокий показатель был зафиксирован в 2013 году, когда объем импорта этих товаров был в 4 раза больше, после этого самый высокий был зафиксирован в 2020 году в 2,6 раза [6]. Последний обусловлен ситуацией, создавшейся коронавирусом в данный период, когда экспорт и импорт стали проблематичными, и импорт товаров в значительной степени осуществлялся через третью страну, а также нестабильной политической ситуацией между двумя странами . На данный момент решением правительства Армении запрещен импорт товаров турецкого происхождения в Армению, что означает, что через территорию России или другой страны невозможно ввозить на территорию Армении товары турецкого происхождения. Несмотря на запрет, нарушения регистрируются по-разному։ в частности, меняют этикетки товаров турецкого происхождения и их определенное количество ввозится в Армению через третью страну. Естественно, только государственного контроля недостаточно для решения проблемы, необходима также подготовка и поддержка хозяйственных субъектов, однако благодаря необходимым жестким контрольным мерам нарушений можно свести к минимуму.

Примечательно, что после октября 2020 года НСС в отчете Социально-экономическое положение Республики Армения включила Турцию в число ДРУГИХ стран, и отдельные данные не представлены [6]. Предположительно, это обусловлено резким снижением объема импорта до принятия решения. Однако примечательно, что согласно опубликованным Турцией данным, объем экспортированных в Армению в 2021 году товаров в 2,5 раза больше данных 2020 года [7]. Это выдвигает ряд важных вопросов, однако на них можно будет ответить после публикации данных НСС в декабре.

Диаграмма 3. Объемы импорта в РА в процентном соотношении 2001-2020 гг.

Говоря о товарах, следует отметить, что из Турции в Армению в основном импортируются готовые товары конечного потребления, которые составляют около 80% импорта, в частности, одежда, трикотаж и хлопковые ткани, моющие и другие химические средства, цитрусовые фрукты, машины, оборудование и механизмы (Эл. нагреватель, холодильник), нефть и нефтепродукты и т.д., а остальные 20% ֊ товары промежуточного потребления — сырье (Диаграмма 4). Здесь нужно заметить, что по решению правительства нет ограничений на импорт сырья. Цель последнего — не препятствовать организации производства в Армении.

Диаграмма 4. Основные товары, импортируемые в Армению и экспортируемые из Армении

Вес товаров турецкого происхождения большой в товарной группе “другие трикотажные полотна” — 83%, трикотажной одежды — 66%, цитрусовых плодов — 56%, алюминиевых стержней и профилей — 64% и т.д. [8]. Вышеизложенные товары дешевле, чем продукция других стран, и благодаря этому в Армении довольно конкурентоспособны. Турецкие товары в ценовом плане конкурентоспособны и благодаря транспортным расходам, что обусловлено географическим положением, и импорт из стран другого региона, становится относительно невыгодным. Интересно, что объемы импорта трикотажной одежды к 2020 году почти в 10 раз превышают объемы 2011 года. Он также в процентном соотношении не занимал лидирующее место по сравнению с другими странами, уступая свое место как Китаю и России, так и ряду европейских стран, из чего можно сделать вывод, что и сейчас можно отказаться от этих товаров и найти альтернативы.

Говоря о альтернативах, надо отметить, что их два: организация местного производства и импорт из других стран, причем они не исключают друг друга, а взаимодополняют. По цене и качеству с турецкими конкурируют в основном китайские и российские, однако не следует также игнорировать иранские и европейские рынки, которые в контексте объемов импорта занимают доминирующее положение. Если рассматривать рынок импорта трикотажной одежды, то основной заменяющей страной является Китай, который занимает лидирующие позиции на рынке одежды и в 2019 году в 9 раз превышал импорт турецкой одежды, а к 2020 году — в 3 раза. Затем в качестве замещающей страны можем рассматривать Россию, которая, однако, по объемам импорта в два раза уступает Турции и в 6,5 раза Китаю. Эти изменения, обусловленные пандемией, подтверждают, что армянский рынок гибкий и в случае необходимости в короткие сроки может найти другие рынки сбыта. Тем не менее, основные факторы, влияющие на изменение это цена, расходы, а также качественные критерии, при обеспечении высоких показателей которых только потребитель пойдет на замену. Кроме того, следует также учитывать, что замена достаточно крупного экономического партнера по импорту должна сопровождаться предоставлением спроса на импортируемые из этой страны товаров на рынках других стран, что может привести к повышению цен на товары.

Говоря о следующем по величине товаре в объемах импорта — цитрусовым плодам, можем констатировать, что в 2019 году Турция была лидером по отношению к другим странам, однако в 2020 году спад был зафиксирован в 1,5 раза. В отличие от последнего, в 2020 году по сравнению с 2019 годом импорт фруктов из Ирана вырос в 2,6 раза и занял лидирующее положение на данном рынке. С другой стороны, Россия на этом рынке значительно уступает свои позиции последним двум странам и не занимает конкурентной позиции, несмотря на то, что по сравнению с 2019 годом был зафиксирован рост в три раза. В этой сфере не конкурентна и Германия, на которую приходится 6,8% импорта, и более конкурентоспособна в сфере оборудования.

Принимая в качестве альтернативы местное производство в борьбе с импортируемыми из Турции товарами, мы можем поговорить о производстве одежды из основной группы товаров. Так, его производство в Армении в 2020 году составило 31316.8 млн. драм [9], что почти равно объему импорта из Китая, и в 3 раза превышает объем импорта из Турции. Основные проблемы в этой сфере, которые формируют их конкурентоспособность, следующие: приобретение сырья, выпуск качественной продукции, оптимизация некоторых составляющих, формирующих себестоимость. Интересно, что на спрос на местную продукцию влияет и китайская одежда за счет низкой цены. Однако, мы должны констатировать, за последние годы объемы одежды армянского производства выросли и заметно заняли благоприятное положение рядом с одеждой из Китая.

Подводя итоги, можем отметить, что Турция, будучи в списке первых пяти стран по объему импорта в Армению, имеет большой удельный вес в составе товаров конечного потребления. В частности, доминирующее положение занимает импорт одежды, фруктов, оборудования, нефтепродуктов. Тем не менее, вышеуказанные товары в плане цены и качества, а также объемов импорта конкурентны и в других странах и со временем могут полностью заменить товары турецкого происхождения, если учесть, то, что 15 лет назад турецкие товары не занимали значительного места на армянском рынке. Также следует акцентировать внимание на местном производстве в тех сферах, где это возможно, учитывая возможности их конкурентоспособности. Особенно необходимо придать важность армяно-российским, армяно-иранским, армяно-европейским экономическим отношениям на пути отстранения турецких товаров с армянского рынка. На данный момент важно, чтобы правительство РА продолжило продление запрета на импорт товаров турецкого происхождения на шесть месяцев, однако, обеспечив альтернативные возможности приобретения данных товаров, чтобы динамика снижения объемов импорта из этой страны носила продолжительный характер.


Автор: Эрмине Фанян © Все правы защищены.

Перевела: Сюзанна Давтян.