Статистика инфляции в Армении: когда послевоенная инфляция преследует экономику
Война и инфляция: Вследствие пандемии и послевоенной реалий в 2021 году в Армении был зафиксирован самый высокий уровень инфляция за последние 10 лет – 7,2%. Причём в декабре 2021 года, по сравнению с 2022 годом, уровень был выше – 7,7%. В последний раз инфляция превысила установленную государством мишень 4/+-1,5/% только в 2014 году.
Данные, опубликованные Статистическим комитетом РА, свидетельствуют о том, что больше всего выросли цены на продукты питания – на 11%. Инфляция непродовольственных товаров составила 8,7%. Примечательно, что по сравнению с декабрём 2020 года примерно на 20% подорожал сахар, на 9,1% — хлеб, на 11,8% — растительные масла, на 13,4% — рис и сыр. На овощном рынке зафиксирован явно более высокий уровень инфляции в 40%, особенно проблематичным является рост цен на картофель на 76%. Наблюдался также рост цен на яйца (12,7%), мясные продукты (7,5%), табак (9,3%), одежду (8,1%), транспорт (9,1%). И, наконец, в декабре 2021 г., по сравнению с декабрём 2020 г., в республике зафиксирован рост цен на бензин и дизельное топливо на 43,3% и 50,4% соответственно [1].
Инфляция является неизбежной, а зачастую и естественной для любой страны и экономики, поскольку совокупность многих внешних и внутренних факторов может привести к нарушению макроэкономической стабильности и баланса, вызывая, как следствие, инфляционные риски. Однако такие темпы инфляции по праву можно считать рекордными, поскольку такой инфляции в Армении не наблюдалось с 2012 года. Самая высокая инфляция в те годы составляла 5,8% в 2013 г., а до этого – 7,7% в 2011 г. [3].
На фоне общей инфляции то, что цена на воду выросла около на 20 драмов, со 180 до 200 драмов за 100 кубометров, средняя же цена на электроэнергию, выросла с февраля на 4,7 драма, ещё больше накалило общую инфляционную атмосферу.
Давно известно, что такие колебания цен означают ухудшение социального положения практически всех групп общества, особенно в условиях непропорционального увеличения пенсий, пособий и зарплат. Параллельно с беспрецедентным ростом цен минимальная заработная плата в 2022 году всё ещё остаётся в пределах 68 тыс. драмов, базовая пенсия в размере 26,500 драмов и пособие увеличились всего на 2,100 драмов. Для смягчения негативного влияния инфляции на уязвимые группы общества в мировой практике используются различные подходы, среди которых можно выделить индексацию доходов, когда в соответствии с темпом инфляции увеличивается размер доходов населения с низким уровнем дохода. Это обстоятельство даёт возможность смягчить влияние инфляции на уровень жизни людей, принадлежащих к аналогичным доходным группам.
В 2021 году рост цен наблюдался во всем мире, но ускорение темпов инфляции в Армении также было обусловлено некоторыми внутренними факторами. На фоне общей инфляции заметна тенденция к снижению объёмов производства сельскохозяйственной продукции: производство яиц снизилось на 7,7%, производство зерна — примерно на 38% [5]. Сокращение объёмов производства такими темпами, по-видимому, является следствием как потери сельскохозяйственных территорий в результате войны, так и пробелов в экономической политике, поскольку лишь на одно субсидирование сельского сектора было израсходовано около 40 млрд драмов, тогда как в настоящее время наблюдается упадок сектора.
Отметим, что РА ежегодно производит около 200 тысяч тонн и импортирует около 250 тысяч тонн зерна, то есть среднегодовая потребность в зерне в нашей стране составляет около 450 тысяч тонн. При этом, согласно статистическим данным, в Республике Арцах лишь в 2017 и 2018 годах было произведено около 135-150 тысяч тонн зерна, из которых более 100 тысяч тонн было импортировано в Армению. То есть в результате территориальных потерь РА вынуждена закупать на 20-25% больше зерна из других стран. Кроме того, продолжает снижаться уровень продовольственной самообеспеченности Армении по ряду продуктов. В частности, по данным официальной статистики, на 2020 год самообеспеченность пшеницей составляла 24,4%, кукурузой — 8%, чечевицей — 5,9%, горохом — 26,7%, растительным маслом — 0,9%, сахаром — 38%, свининой — 45,1%, мясом птиц — 23,9% и др. Учитывая отрицательную тенденцию показателей аграрного сектора, можно предположить, что проблема продовольственной самообеспеченности по ряду продуктов первой необходимости будет ещё больше обостряться в силу вышеперечисленных факторов, усиливая зависимость от импорта.
Российско-украинский конфликт и новая волна инфляции: Очередная волна инфляции появилась на фоне обострения российско-украинского конфликта, когда применение различных пакетов санкций против Российской Федерации, а также введение ею запретов на экспорт ряда товаров создали панику среди населения [6]. В результате наблюдался значительный рост волатильности финансовых рынков и неопределённости, связанной с экономическими перспективами. В этом году в США и Еврозоне прогнозируется замедление темпов экономического роста, в России же – экономический спад. В то же время наблюдаемые сбои в цепочках поставок на международных сырьевых рынках привели к значительному росту цен. Это выражается в формировании в странах-партнёрах более высокой, чем ожидалось, инфляционной среды. Необходимо иметь в виду, что РФ является основным экономическим партнёром РА, и любое сотрясение, проявившееся в этой стране, с определённым временным лагом проявляется также в РА, влияя и на показатели долга. В качестве доказательства можно рассмотреть период, последующий за реалиями, вызванными российско-украинским кризисом 2014 г., когда экономика РА наиболее явно ощутила его влияние в 2016-2017 гг. Предполагаемо, что с таким же явлением мы можем столкнуться в период после 2022 года.
Кроме того, Россия и Украина выполняют одни из крупнейших ролей на мировом рынке продовольствия (пшеница, кукуруза, растительное масло, чечевица и др.). Так, очевидно, что в результате российско-украинского конфликта на мировые цены на продовольствие повлияют не только экономические санкции (например, Россия запретила экспорт пшеницы, кукурузы и иных продуктов с 15 марта по 31 августа 2022 года), но и рост цен на удобрения и энергоносители, которые также напрямую влияют на ценообразование продовольствия. Поэтому, учитывая мировые рыночные цены и сформировавшуюся среди потребителей панику, предполагается, что в 2022 году армянский потребитель будет вынужден платить за продовольствие куда больше.
В результате, с внешней стороны на экономику Армении ожидается в основном инфляционное воздействие.
Инструменты Центрального банка против инфляции: Контроль над инфляцией или поддержание стабильности цен является функцией Центрального банка. Реализацию одной из своих основных целей ЦБ обеспечивает, используя имеющиеся в его распоряжении основные инструменты:
- изменение расчётной ставки или ставки рефинансирования;
- изменение нормы обязательного сбережения;
- реализация операций на открытом рынке.
Заметно, что ЦБ более активно применяет изменение ставки рефинансирования как инструмент сдерживания инфляции.
Как работает этот механизм? Когда ЦБ повышает ставку рефинансирования (это та ставка, по которой ЦБ предоставляет деньги коммерческим банкам), то банки, в свою очередь, ещё больше повышают свои ссудные ставки.
А когда деньги в банках, а именно — кредит, дорожают, спрос на них со стороны людей, предпринимателей снижается. Когда же выдаётся или берётся меньше кредитов, круговорот денег в экономике уменьшается. Это также означает упадок спроса на товары и услуги, и таким образом ограничивается риск роста их цен. Осуществляя такие шаги, ЦБ предполагает, что инфляция будет сдержана, однако может возникнуть риск торможения экономической активности. Когда деньги дорожают, бизнес перестаёт проявлять активность или сокращает его. Впоследствии создаётся такая ситуация, что ЦБ такими шагами как бы стимулирует банки не вкладывать свои средства в экономику, а покупать облигации. То есть финансовые ресурсы направляются не в экономику, а на удовлетворение долговых обязательств государства.
Отметим, что Центральный банк периодически повышал ставку рефинансирования в течение 2021 года, уверяя, что с начала 2022 года будет наблюдаться замедление инфляции, фактически не прогнозируя войну на Украине и её существенное влияние на экономику Армении. По официальным данным, в феврале 2022 года по сравнению с тем же месяцем предыдущего года в Армении зафиксирована инфляция на уровне 6,5%.
Дестабилизация инфляционной среды обусловлено также несогласованным использованием шагов или сдерживающих механизмов между управляющими структурами. В частности, для сдерживания в последующие месяцы инфляционного давления, вызванного внешними и внутренними потрясениями, ЦБ пошёл по пути повышения ставки рефинансирования. 15 марта Центральный банк объявил о немедленном повышении ставки рефинансирования на 1,25% [8]. Параллельно со всем этим, с правительственных трибун вечно звучало мнение, что в 2022 году РА вновь столкнётся с серьёзными инфляционными проблемами. В итоге такой подход создаёт панические настроения среди населения из-за неопределённости цен, а это при недостаточном обеспечении информацией приводит к обратному эффекту. То есть несогласованное использование таких шагов может поставить под угрозу эффективность инструментарии ЦБ.
Отметим, что 3 мая 2022 года по решению Совета Центрального банка РА ставка рефинансирования была оставлена неизменной – на уровне 9,25%, поскольку негативные импульсы из внешнего мира продолжают оказывать влияние на инфляционную среду Республики Армения (в марте 12-месячная инфляция составила 7,4%), поэтому оставление процентной ставки без изменений будет продолжать оставаться сдерживающим фактором темпов инфляции в Армении.
Заметим, что если на рынке происходит рост цен на товар Х, то потребители сразу думают, что в ближайшее время он подорожает ещё больше. Боязнь роста цен вынуждает их увеличивать объёмы покупки этого товара. Как результат, спрос на товар Х увеличивается и удовлетворяет повышение его цены. То есть инфляционные ожидания реализуются сами собой. В данном случае важна взаимосогласованная реализация регулирующих шагов органов управления, что предполагает повышение уровня информированности населения параллельно с используемыми инструментами.
Повышая процентную ставку, ЦБ пытается сдерживать потребление и инфляцию. Когда процентные ставки по банковским кредитам растут, население начинает всё меньше брать в кредит, всё меньше тратить и меньше влиять на инфляцию. Однако иногда своими решениями ЦБ может тормозить экономический рост. Сокращение объёма кредитов, особенно бизнес-кредитов, является препятствием для экономики – сокращается количество денег, вращающихся в реальном секторе экономики. Всё же связывать сокращение кредитов только с повышением ставки рефинансирования было бы неправильно, поскольку на них также повлияла осторожность банков и снижение доходов населения.
По новым прогнозам Центрального банка, которые были обнародованы 15 марта, экономический рост Армении в 2022 году составит 1,6%. Между тем, в конце прошлого года прогнозировался рост на 5,3%.
Снижение прогнозируемого показателя связано в основном с развитием промышленной ветви. Ранее прогнозировалось, что в 2022 году промышленная отрасль вырастет на 1,6%, однако в результате нового развития ожидается, что отрасль сократится на 4,7%.
Предположения: Подводя итоги исследования инфляции в Армении в 2020-2022 гг., подчеркнем, что 2020 г. и последующий за ним период действительно можно считать испытательным сроком для определяющих экономическую политику структур. Различные карантинные ограничения и параллельные им в основном социально ориентированные государственные программы во многих странах, в том числе и в РА, обострили инфляционную атмосферу. Послевоенный экономический шок, последовавший за первой волной пандемии, последствия которого ощущаются до сих пор, ещё больше накалил инфляционную среду в Армении, нередко приводя к даже двузначному уровню инфляции в случае предметов первой необходимости. В качестве дополнения к этой цепочке прибавляется ещё и обострение российско-украинского конфликта – очередное испытание для определяющих политику структур и широких слоёв общества.
По всей видимости, инфляция в Армении в основном обусловлена спросом, то есть под влиянием внешних и внутренних факторов увеличение спроса со стороны ведущих субъектов, при относительно стабильном предложении, вызывает тенденции к инфляции.
Предоставление достоверной информации позволит исключить проявление панических настроений и даст возможность регулировать темпы инфляции с применением инструментарий ЦБ.
Что касается инфляционной ситуации в Армении, то ещё можем отметить, что в относительно стабильных условиях Центральный банк, применяя свой инструментарий, в целом способен достичь поставленных целей по снижению темпов инфляции, но в условиях вышеперечисленных факторов обеспечить целевой порог 4+-1,5% ему пока не удаётся.
РА – страна с небольшой открытой экономикой, существенно зависящая от импорта с внешних рынков. Поэтому, помимо внутренних факторов, инфляции в РА способствуют внешние факторы, такие как изменения геополитической ситуации, экономические потрясения и т.д.
На фоне обострения российско-украинского конфликта по-прежнему не наблюдается какая-либо перспектива или предпосылка того, что в 2022 году эти товары широкого потребления или некоторые из них подешевеют.
Учитывая также мировые рыночные цены и сформировавшеюся среди потребителей панические настроения, можно предположить, что в 2022 году армянский потребитель будет вынужден платить за продукты больше.
Естественно, невозможно делать прогнозы или выводы о влиянии явления, которое все ещё находится в процессе, продолжая влиять на мировую экономику и менять ход проявления прогнозов, сделанных международными структурами. Все сделанные прогнозы носят предварительный характер и могут поддаваться изменениям в случае появления новых реалий (новый пакет санкций, быстрое разрешение конфликта, привлечение новых акторов и т.д.).
Литература
[1]. ՀՀ Վիճակագրական կոմիտեի կայքէջ, Հրապարակումներ, ըստ տարիների, ՀՀ սոցիալ-տնտեսական վիճակը 2021 թվականի հունվար-դեկտեմբերին, Գներ և սակագներ, https://armstat.am/file/article/sv_12_21a_130.pdf
[2]. ՀՀ Վիճակագրական կոմիտեի կայքէջ, Հրապարակումներ, ըստ տարիների, Սպառողական գների ինդեքսը Հայաստանի Հանրապետությունում 2022 թվականի հունվարին, https://armstat.am/file/article/cpi_01_2022-arm.7z
[3]. ՀՀ Կենտրոնական բանկի կայքէջ, Գնաճի ընթացիկ կանխատեսում, https://www.cba.am/am/SitePages/inflationchart.aspx
[4]. ՀՀ Վիճակագրական կոմիտեի կայքէջ, Վիճակագրական տարեգիրք 2021, Գներ և սակագներ, https://armstat.am/am/?nid=586&year=2021
[5]. ՀՀ Վիճակագրական կոմիտեի կայքէջ, Հրապարակումներ, ըստ տարիների, ՀՀ սոցիալ-տնտեսական վիճակը 2021 թվականի հունվար-դեկտեմբերին, Գյուղատնտեսություն, անտառային տնտեսություն և ձկնորսություն, https://armstat.am/file/article/sv_12_21a_130.pdf
[6]. Քոլոյան Ա․, Արևմուտքը նոր պատժամիջոցներ է սահմանում Մոսկվայի նկատմամբ, 28, փետրվար, 2022, https://www.azatutyun.am/a/31728402.html
[7]. ՀՀ Կենտրոնական բանկի կայքէջ, ԴՎՔ գործիքների տոկոսադրույքներ, https://www.cba.am/am/SitePages/fmompiinterestrates.aspx
[8]. ՀՀ Կենտրոնական բանկի կայքէջ, Հաղորդագրություններ և հայտարարություններ, Մամուլի հաղորդագրություն, 15․03․2022, https://www.cba.am/AM/pmessagesannouncements/Minutes_sshort_15.03.2022.pdf
[9]. ՀՀ Վիճակագրական կոմիտեի կայքէջ, Հրապարակումներ, ըստ տարիների, Սպառողական գների ինդեքսը Հայաստանի Հանրապետությունում 2022 թվականի հունվարին, https://armstat.am/file/article/cpi_01_2022-arm.7z
[10]. Մարտին Գալստյանի ասուլիսը. Վերաֆինանսավորման տոկոսադրույքը սահմանվել է 9.25%, 15.03.2022, https://b24.am/finance/311490.html
Автор: Нарине Петросян (Narine Petrosyan) © Все права защищены
Перевёл: Месроп Овсепян (Mesrop Hovsepyan).