Считается, что после 1930 года самый крупный финансовый кризис начался летом 2007 года. Кризис начался 9 августа 2007 года, когда ряд финансовых учреждений объявили о своем намерении прекратить предоставление краткосрочных кредитов.[i] Он начался на рынке недвижимости США, а затем эффектом домино распространился по другим сферам экономики и другим странам. Среди экономистов есть разногласия по поводу причин возникновения кризиса, поэтому в данной работе будут представлены только основные причины и факторы.
Чтобы проанализировать и понять причины спада финансового сектора, финансово-экономического кризиса и ослабления глобальной экономики, в первую очередь необходимо вернуться в прошлое и изучить историю США. Политика, проводимая правительством США, структура финансового рынка, развитие рынка недвижимости с одной стороны, неудачное макроэкономическое регулирование, а также жадность банкиров и инвестиционных компаний Уолл-стрит – с другой стороны, привели к таким катастрофическим последствиям. Теперь рассмотрим все эти факторы поочередно.
- Экономическая политика правительства США
После Второй мировой войны правительство США приняло меры по восстановлению, перестройки и активизации национальной экономики. Среди этих мероприятий можно выделить строительство новых жилых районов. С этой целью правительство США внесло действующую до этого в Англии систему ипотечного кредитования. Для ипотечного кредита требовалась определенная предоплата (обычно в пределах 3-20%) или наличие частного страхования по ипотечному кредиту. Свидетельства о занятости и доходах были минимальными требованиями для получения кредита. Следует отметить, что в начальном этапе этот кредит предназначался только для бенефициаров основного рынка, то есть для тех, кто удовлетворял строгие требования, установленные банками для кредитования. Следовательно, с 1992 года правительство США разработало новую политику, связанную с предоставлением жилья жителями среднего класса США. С этой целью Федеральный Резервный Банк США в течение 2001-2004 годов снизил уровень процентных ставок до 1%, что позволило банкам осуществлять кредитование по более мягким условиям. Этот шаг также был направлен на стимулирование экономического роста и развития и на создание новых рабочих мест. Из-за низких процентных ставок спрос на ипотечные кредиты значительно вырос, поскольку все больше и больше граждан смогли себе позволить приобретение жилья на таких условиях.
Рост спроса, в свою очередь, привел к росту цен на жилье на рынке недвижимости. Американские банки и индивидуальные инвесторы начали использовать эту возможность повышения цен, чтобы зарабатывать большие денег на рынке недвижимости. Поскольку процентные ставки были низкими, банкам было выгодно заимствовать кредиты из федерального резерва по 1% и направить эту сумму на ипотечное кредитование. В литературе именно это считается началом финансового спада.
Чтобы понять политику правительства США, см. Диаграмму 1, в которой представлены данные обеспеченности жильем населения США в охвате трех десятилетий.
Как видно из Диаграммы, политика экспансии, реализованная в 1992-2004 годах, обеспечила некоторые положительные тенденции – устойчивый рост индекса. Если в 1992 году 63,9% населения США был обеспечен жильем, то в 2004г. этот показатель составил 69,2%. Но по причине возникшего еще в 2006г. кризиса, эта тенденция начинает снижаться, зарегистрировав самый низкий результат за этот период – 62,9%.
Диаграмма 1. Уровень обеспеченности жильем в США в 1982-2016 гг.[ii]
- Кризис рынка недвижимости в США или Housing Bubble
Рентабельность ипотечного кредитования постепенно росла, и американские банки начали продавать эти кредиты в качестве активов и повторно отправлять на ипотечное кредитование.
На основе проданных кредитов были созданы так называемые ценные бумаги, гарантированные ипотечным кредитом /Mortgage Backed Securities – MBS/, которые начали продаваться другим банкам, инвестиционным фондам и инвесторам как в Соединенных Штатах, так и во всем мире. Это означает, что когда владельцы квартир совершали периодические выплаты по кредиту, банки держали определенную часть денег с этой суммы и переводили оставшуюся сумму в компании, приобретенные MBS, а последние – окончательным инвесторам. Из-за роста цен на рынке жилья в этот период MBS считались довольно безопасным вариантом инвестирования, поэтому банки и другие инвесторы, включая пенсионные фонды, начали инвестировать именно в эти ценные бумаги.
Спустя некоторое время число людей, которые могли позволить себе взять ипотеку по этим условиям, уменьшалось, и банки начали вырабатывать новые варианты для продвижения спроса населения. С этой целью они начали предоставлять новые ипотечные кредиты (Subprime Morgages), которые, в отличие от предыдущих, не нуждались в данных о занятости и доходах. Это позволило жителями ниже среднего класса США пользоваться этим кредитом. Кроме того, по новым условиям граждане могли брать больше денег, чем составляла оценочная или рыночная стоимость квартиры.
На фоне роста цен, многие покупали квартиру не в качестве жилья, а для того, чтобы через некоторое время продавать по более высокой цене.
В 2006г. уровень цен на жилье достиг своего пикового уровня, после чего наблюдались признаки снижения отдельных показателей. Чтобы регулировать такое давление, обуздать постоянно растущий спрос, федеральный резерв начиная с 2004 года постоянно повышал процентную ставку, применяя сдерживающую монетарную политику /диаграмма 2/. Сначала это не дало ожидаемый результат. Тем не менее, уже с июля 2006 года по июля – 2007 наблюдалась относительная стабилизация в результате чего процентные ставки оставались на уровне 5,25% за этот период.
В результате увеличения процентных ставок те, чьи процентные ставки по кредитам были плавучими, теперь вынуждены были платить больше, в отличие от заемщиков с фиксированной процентной ставкой, на кредитные проценты которых рыночные процентные колебания никоим образом не влияли.
Диаграмма 2. Уровень эффективной процентной ставки федеральных фондов США с 1988 по 2016 гг.
Это и ряд других факторов /например, увеличение процентных ставок по кредитам Subprime по причине неплатежеспособности заемщиков/ привело к увеличению невозврата кредитов. В результате эти квартиры стали собственностью банков и тех инвесторов, которые выпустили или приобрели MBS. А поскольку цены на квартиры в тот период все еще оставались высокими, банки и инвесторы начали их продавать. Спустя некоторое время количество предлагаемых квартир начало превышать спрос, что сразу привело к снижению цен. Дальнейший ход событий можно объяснить «эффектом домино». Опасаясь дальнейшего снижения цен, владельцы, банки и другие инвесторы стали избавляться от своих квартир, пока не потеряли еще больше денег. В результате рынок недвижимости США потерпел спад.
После июня 2007г., когда цены на квартиры начали снижаться, Федеральный резерв снова приступил к политике снижения /продвижения/ процентных ставок, что привело к снижению других процентных ставок на рынке /процентная ставка федеральных фондов, являвшаяся 5,25% в 2007г., в 2009г. снизилась до 0,15%/.
3.Слабый контроль финансовой системы США
В 2000-х годах финансовый рынок в США, а также рынок деривативов характеризовался слабостью государственного регулирования, а иногда и отсутствием. Это позволяло участникам финансового рынка разработать и внедрить новые финансовые инструменты в виде деривативных ценных бумаг, которые имели спекулятивный характер и различные степени риска. Как правило, цель создания производных финансовых инструментов – защита инвесторов и других участников финансового рынка от различных рисков. Но потом, из-за их высокой рентабельности, они начали использоваться в основном в спекулятивных целях. Этому способствовал и тот факт, что, в отличие от реальных активов, в случае производных, сделки с большой стоимостью заключались небольшими денежными средствами. Все это привело к тому, что всего за 3 десятилетия объем сделок с производными финансовыми инструментами увеличился более чем в 300 раз. А уже в октябре 2008 года величина внебиржевого нерегулируемого производного рынка составила 6 триллионов долларов США.[iii]
Среди производных финансовых инструментов можно выделить долговые обязательства, обеспеченные залогом /Collateralized Debt Obligation – CDO/, которые выпускались инвестиционными банками. Последние собирают различные задолженности и группируют в три группы – траншах.[iv] Для каждого транша выпускаются соответствующие CDO. Затем банки обращаются к рейтинговым агентствам для оценки риска и доходности своих CDO.
Эти инструменты позволяют удовлетворить различные потребности, поскольку в финансовых рынках инвесторы имеют разные предпочтения в вопросе риска и доходности. Отметим, что инвесторы из альтернативы CDO – индивидуальные долговые обязанности отдают предпочтение первому, поскольку в этом случае производные ценные бумаги за счет диверсификации снижают инвестиционный риск для инвесторов. То есть, если он несет ущерб по части одной обязанности /актива/, то этот ущерб может быть компенсирован или, по крайней мере, смягчен за счет выгод, полученных от других обязательств. Кроме того, CDO, как ценные бумаги, имеют более высокую ликвидность.
В результате, спрос на CDO расширилась настолько, что их оборот пересек государственные границы. От отношений, установившиеся между заемщиками и появившемся после продажи новыми кредиторами, ситуация на финансовом рынке осложнилось еще больше.
- Роль инвестиционных банков, CDO и рейтинговых агентств США
Банковские и инвестиционные сектора США имеют долгую историю деятельности и всегда играли важную роль в развитии американской экономики. Эти две области, будучи особенными, также имели некоторые общие черты с точки зрения функционального распределения, что, однако, связано с дополнительными рисками. Таким образом, в 1933 году был принят закон Гласса – Стиголла, отделяющий коммерческие и инвестиционные банковские услуги. В результате этой дифференциации, компании, занимающиеся ценными бумагами. и инвестиционные банки больше не могли принимать депозиты, а коммерческим банкам, являющимся членами Федерального резерва, запрещалось заниматься дилерской деятельностью (купли-продажей корпоративных ценных бумаг) для инвесторов, инвестировать в разные ценные бумаги, а также осуществлять размещение ценных бумаг.[v] В 1999г. Президент США Билл Клинтон публично заявил о потерe силы данного закона. Многие комментаторы признали изменение данного закона как одну из причин вызвавших кризис.
Этап развития инвестиционных банков начинается с 80-х годов 20-го века. Со временем, инвестиционные банки за счет слияний и разнообразных достижений группируются и постепенно приобретают монопольный статус на финансовом рынке США. Вся промышленность США находилась под влиянием 5-и инвестиционных банков /Goldman Sachks, Lehmann Brothers, Morgan Stanley, Near Stearns, Merrill Lynch/, 3-х основных страховых компаний, в том числе AIG и 3-х крупных рейтинговых агентств /Standard & Poor ‘s, Moddy’s, Fitch/.
Некоторые эксперты считают, что крупные рейтингoвые агентства мира, особенно «большая тройка» – Moody’s, Standard & Poor’s и Fitch,[vi] раздули состояние финансовой системы США, без надлежащей оценки рисков дали высокие рейтинги компаниям и выпущенным ими ценным бумагам, тем самым стимулируя финансовый оборот производных, а в то же время другие считают, что виноваты инвесторы. Мы считаем, что все вышеперечисленные участники имеют свою долю вины.
Рентабельность инвестиционной сферы заставила инвестиционным банкам выпускать все больше и больше CDO. В отличие от предшественников, нововыпущенные ценные бумаги содержали низкокачественные (связанные с высоким риском) кредиты и долговые обязательства, которые характеризировались высокой степенью риска. В таких условиях, с целью продажи вышеуказанных ценных бумаг, инвестиционные банки дополнительно платили рейтинговым агентствам, чтобы последние дали более высокий рейтинг их CDO. Сильная конкуренция между тремя основными агентствами не позволяла им отказаться от сделок такого рода, потому что, в противном случае, так поступили бы другие два агентства. Кроме того, эти сделки были выгодны для обеих сторон, поскольку они позволяли многократно увеличивать свой доход.
- Роль крупнейшей в мире страховой компании /AIG/Эта компания, среди множества страховых услуг, также осуществляет страхование продукции финансового рынка. Например, в случае CDO механизм был следующим: инвестор, приобретавший CDO, за определенную сумму покупает страхование, и страховая компания обязуется компенсировать потери инвестора, если платежи по линии CDO не были совершены. В отличие от других страховых компаний, AIG продает страховые полисы не только владельцам CDO, но и различным спекулянтам, которые, в свою очередь, легко перепродавали их, потому что государственное регулирование отсутствовало. В результате, когда заемщики перестали выполнять свои обязательства, AIG стала полностью неплатежеспособной.
Принимая во внимание тот факт, что существует множество предполагаемых причин, возникновения недавнего финансового кризиса, в этой работе мы затронули все самые ключевые из них.
Подводя итог, следует отметить, что в истории мировой экономики известно много кризисов, которые отличаются своими основосоставляющими причинами, обхватом и продолжительностью. Вопрос в том, как каждая страна восстает против этой проблемы или какие шаги она предпринимает для минимизации или нейтрализации кризисных потрясений. В этой связи, в первую очередь важно выделить приоритеты государственной политики, заранее выявить потенциал данной страны, существующие ресурсы и возможности и разработать меры для их эффективного и целенаправленного использования.
Литература:
- John C. Hull «The Credit Crunch of 2007»
- Bartmann Raphael, »Causes and effects of 2008 financial crisis
- Joseph E. Stiglitz «Capitalist Fools»
- Economic Research Centеr of Federal Reserve Bank of St. Louise, https://fred.stlouisfed.org/graph/?graph_id=423122
- https://www.investopedia.com
- https://www.wikipedia.org
[i] John C. Hull «The Credit Crunch of 2007: What went wrong? Why? What lessons can be learned», Toronto, May 2009, http://www-2.rotman.utoronto.ca/~hull/DownloadablePublications/CreditCrunch.pdf
[ii] Economic Research Centor of Federal Reserve Bank of St. Louise,https://fred.stlouisfed.org/graph/?graph_id=423122
[iii] Barrett Sheridan., “The $600 Trillion Derivatives Market”, Newsweek, Oct. 18, 2008
http://www.newsweek.com/600-trillion-derivatives-market-92275
[iv] https://www.investopedia.com/terms/c/cdo.asp
[v] Glass-Steagall Legislation, https://en.wikipedia.org/wiki/Glass%E2%80%93Steagall_legislation
[vi] Joseph E. Stiglitz «Capitalist Fools»//Vanity Fair, New York, 9 Dec, 2008, http://www.yoism.org/?q=node/386
Автор: Наре Смбатян (Nare Smbatyan) © Все права защищены.
Перевела: Шушан Адамян (Shushan Adamyan)