Внешнеполитические отношения любой страны с наиболее важными акторами мировой политики всегда требуют концептуального переосмысления и корректировки в зависимости от ситуации в регионе и глобальных процессов. Термин «мягкая сила» ввел в научную практику американский политолог Джозеф Най[i]։ Най четко различал термины «мягкая сила», «жесткая сила» и «разумная сила». «Мягкая сила» – это политическая стратегия, которая в своем применении стремится достичь желаемых целей посредством добровольного участия, симпатии, в отличие от «жесткой силы», что подразумевает применение элементов принуждения, вплоть до военной силы. А «разумную силу» Най описывал как золотую середину между теми двумя, применение не одного метода отдельно от других, а их умелое сочетание. Най считает «разумную силу» подходом, который подчеркивает важность существования мощной военной составляющей, но также подчеркивает огромный объем инвестиций в альянсы, институты с целью расширения своего влияния, определяя тем самым легитимность своих действий. Най был не только известным профессором и исследователем, но и долгое время занимался практической политикой, занимая ключевые военные, дипломатические и разведывательные должности в правительстве США. Най считает «мягкую силу» комплексом внутренних и внешних факторов государства:
Внешние факторы:
- внешняя политика и авторитет в международных делах,
- глобальная иерархия и геополитический статус страны,
- статус цивилизации (каждая страна имеет национальную культуру, но не каждая страна считается наследницей определенной цивилизации),
- модель политического и экономического развития государства,
- стратегия развития государства и возможности его реализации в повседневной жизни
- информационный потенциал страны и мобильность коммуникации.
Внутренние факторы:
- идеология,
- качество жизни и образ жизни,
- системные ценности (включая национальные идеи).
В контексте модернизации инструментов, используемых государствами в международных отношениях, наиболее актуальным становится наблюдение и всестороннее исследование «мягкой силы» как важного компонента внешней политики.
«Мягкая сила» как основной инструмент внешхей политики ЕС (на примере Южного Кавказа)
Для ЕС термин «мягкая сила» является очень активным и эффективным рычагом для расширения и углубления собственных зон влияния. В последние годы активность ЕС на Южном Кавказе значительно возросла. Южный Кавказ как компонент энергетического Черноморско-Кайспийского региона и как естественный коридор, связывающий с Центральной Азией, для ЕС, особенно после распада СССР, приобретает стратегическое значение. Это обстоятельство, естественно, увеличивает внимание ЕС к региональным вопросам, таким как конфликты, экономическое развитие и модернизация политических систем, содействие программам регионального и межрегионального сотрудничества и т.д. Южный Кавказ отличается обилием внешних участников, которые преследуют разные, часто конфликтующие интересы.Такие всемирные акторы, как США и РФ, и региональные силовые центры, как Турция и Иран играют важную роль в нашем регионе. Их конкуренция за региональные коммуникационные возможности и стратегический надзор за энергетическими ресурсами в значительной степени влияет на разработку и реализацию политики ЕС относительно Южного Кавказа. Нельзя игнорировать интересы ведущих стран ЕС в регионе, которые не всегда совпадают. Все это на первый план ставит необходимость принятия общей стратегии и повышения конкурентоспособности ЕС на Южном Кавказе. В этом контексте одна из проблем связана с совпадением или конкуренцией интересов ведущих стран ЕС и других действующих участников в регионе. В связи с этим очевидна необходимость стратегического присутствия ЕС на Южном Кавказе, в частности посредством осуществления независимой от России и США политики, направленной на поддержание безопасности в регионе. В условиях геополитического соперничества России и США, ЕС трудно укрепить свои позиции на глобальном уровне, в том числе на Южном Кавказе. Для этого ЕС необходимо принять единую позицию, которая станет также важным ориентиром для политики отдельных государств-членов на Южном Кавказе.ЕС отличается от других акторов на Южном Кавказе тем, что, несмотря на отсутствие единой стратегии по отношению региона, он проводит свою политику через четко разработанные программы, которые, в основном, опираются на «Мягкую силу» и на репутацию «честного посредника» среди южно-кавказский стран. Особенно достойны внимания и оценки Европейская политика соседства(ЕПС), «Восточное партнерство», ТРАСЕКА, ИНОГЕЙТ, а также другие программы поддержки и сотрудничества. Вообще, ЕС неоднократно подвергался критике за пассивную деятельность в этом регионе, за часто неоперативное реагирование на происходящие здесь процессы.
Проявление «Мягкой силы» ЕС в Армении Страны постсоветского пространства, особенно Южного Кавказа, после распада СССР до сих пор остаются ключевым направлением для ЕС. ЕС в настоящее время реализует в Армении классический набор инструментов «Мягкой силы». Отношения между Европейским Союзом и Арменией строились на основании Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Арменией и ЕС от 1999 года. Оно позволяет осуществлять широкое сотрудничество в сфере политического диалога, торговли, инвестиций, экономики, в законодательной сфере и в сфере культуры. Большая часть финансовой помощи в ЕС предоставляется в виде бюджетной помощи на уровне секторов, то есть сумма выплачивается в случае проведения конкретных целевых реформ.
«Мягкая сила» ЕС в Армении проявляется в в трех приоритетных направлениях:
- развитие частного сектора,
- реформы государственного управления,
- реформы в сфере правосудия [ii].
В Армении вспомогательным инструментом «мягкой силы» ЕС являлось армянское представительство ОБСЕ. Ереванский офис Организации безопасности и сотрудничества в Европе находился под влиянием ЕС, в особенности тех государств-членов, которые являются членами ОБСЕ. Этот офис помогал Армении в развитии демократических институтов и в укреплении гражданского общества. Но из-за вмешательства Азербайджана офис закрыли. Воспользовавшись принятой в этой структуре консенсусной процедурой, Азербайджан воспрепятствовал реализации программ данного офиса в Армении. Закрыв офис в Баку и, фактически, препятствуя деятельности ереванского офиса Азербайджан лишает ОБСЕ присутствия на Южном Кавказе в качестве полноправной миссии.
Другим важным инструментом ЕС является Консультативная группа Европейского союза. Одним из важнейших достижений этой группы является открытие Дипломатической школы, которое состоялось 15 февраля 2010 года. Школа была создана при поддержке Консультативной группы ЕС, Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) и ОБСЕ.
Один из механизмов стратегии «мягкой силы» ЕС – это поддержка реформ в области образования. Болонский процесс, к которому Армения присоединилась в 2005 году, направлена на создание общего европейского пространства высшего образования путем сближения и гармонизации образовательных систем в европейских странах. Среди образовательных программ, проводимых ЕС в Армении, отдельно можно упомянуть Темпус и Эразмус+. В Армении также действует Германская служба академических обменов – DAAD. В Армении ЕС финансирует также Фонд партнерства Евразия. Основанный в 2007 году Фонд партнерства Евразия (ФПЕ) является институциональным преемником Фонда Евразии, действующего в Армении с 1995 года. ФЕ/ФПЕ в 2006 году начал свою программу диалога и сотрудничества между Арменией и Турцией, которая способствовала проведению двусторонних независимых исследований, конференций и дискуссий, а также проведению других программ трансграничного сотрудничества. Начиная с 2007 года ФПЕ поддержала более десятка грантовых проектов, которые направлены на помощь армянским организациям в установлении трансграничных связей со своими турецкими коллегами (сначала ФЕ/ФПЕ в этой области действовал как донорская организация, но позднее начал реализовывать и другие программы). В октябре 2010г. Фонд партнерства Евразия, Союз промышленников и предпринимателей Армении, Ереванский пресс-клуб и Международный центр человеческого развития, которые в контексте армяно-турецких отношений подписали четырехсторонний меморандум о программном сотрудничестве, выиграли тендер Агентства США по международному развитию (USAID) по программе «Содействие армяно-турецкому сближению». Эта программа предусматривает три приоритетных направления: бизнес-сотрудничество, гражданское общество и межправительственный диалог на неформальном уровне. Грантовый пакет открытых дверей дает возможность поддерживать программы, которые включают в себя новые идеи и направленны на сближение [iii]։
В течении 2016-2020 гг. делегация ЕС предоставит около 23 миллионов евро на развитие частного сектора Армении. Мероприятия будут включать действия, начиная от осуществления политики МСБ до действий, направленных на доступность финансовых средств.
ЕС является основным экспортным рынком Армении, который также является одним из важнейших торговых партнеров Армении. Основными статьями импорта ЕС из Армении являются: готовая продукция, промышленное сырье, различные промышленные товары, а также напитки и табачные изделия. Основными статьями экспорта из ЕС в Армению являются: продукция машиностроения, транспортное оборудование, различные промышленные изделия, в том числе товары химической промышленности. Благодаря «Системе обобщенных привилегий (GSP)» ЕС при льготном торговом режиме экспорт из Армении в ЕС в 2015 году достиг 116 млн евро — зарегистрировав рост по сравнению с показателем 61 млн евро в 2009 году.
Последнее и, вероятно, самое яркое проявление «мягкой силы» по отношению Армении со стороны ЕС было продемонстрировано 24 ноября 2017 года, когда Армения подписала на саммите Восточного партнерства в Брюсселе Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве (CEPA) с ЕС, вокруг которого стороны вели переговоры почти 2 года [iv]. Когда в 2015 году в Брюсселе МИД РА Эдвард Налбандян и Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини договорились о начале переговоров по соглашению, с того дня были опасения, что соглашение не будет подписано. Скептицизм был в основном связан с провалом Соглашения об ассоциации, которая включала в себя и Соглашение об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли с ЕС, после почти трехлетних переговоров в 2013 году. Целью нового соглашения является укрепление всеобъемлющего политического и экономического партнерства и сотрудничества между сторонами, укрепление политического диалога во всех областях, представляющих взаимный интерес, содействие становлению демократии в Армении, содействие политическому и экономическому сотрудничеству, поощрение, сохранение и укрепление мира. Соглашение очень похоже на не подписанное соглашение об ассоциации — здесь только отсутствует сектора экономики. Этот документ довольно серьезен и амбициозен, но гораздо сложнее перенести все это с бумаги в реальность. Согласно соглашению, ЕС остается крупнейшим кредитором в сферах управления, поддержки частного сектора и реформ государственного управления. Благодаря этому документу Армения становится первой среди стран Восточного партнерства, которая являясь членом ЕАЭС, подписывает такое соглашение с ЕС. Это соглашение в конечном итоге позволит рассматривать Армению не как политическую платформу России.
Заключение Несмотря на то, что «Мягкая сила» воспринимается как средство манипулятивного воздействия, для расширения влияния она предпочтительнее более грубых методов воздействия. «Мягкая сила» подразумевает не только влияние, но и привлекательность, следовательно как ресурс используется все, что вдохновляет и привлекает, дает вазможность контроля и достижения желаемого результата. И для «Мягкой силы», и для «Жесткой силы» общим является факт достижения своих целей путем влияния на других участников – отличаются они лишь методами. «Жесткая сила» принуждает и требует, «Мягкая сила» влияние получает механизмами акций внешней политики и более широким сотрудничеством на основе общих ценностей. Сегодня Армения пытается диверсифицировать свою политику: с одной стороны является членом ЕАЭС и имеет союзнические отношения с Россией, с другой стороны углубляет отношения с ЕС. В результате взаимного сотрудничества и сплоченности экономики Армения сможет частично избежать экономических потрясений, которые иногда происходят на всех полюсах. Сегодня ЕС обладает довольно привлекательным инструментом «мягкой силы», благодаря чему становится желательным для ряда стран, в том числе для Армении. Участие в процессах построения государства, реформ и оказания поддержки демократизации в Армении делают ЕС важным актором в Армении.
Ссылки
[i] Най Дж. Гибкая власть. Как добиться успеха в мировой политике. [Текст] – М.: Тренды, 2006. с. 32
[ii] https://eeas.europa.eu/delegations/armenia/10743/node/10743_hy
[iii] «Мягкая сила» ЕС: инструмент создания единственной сверхдержавы
https://moluch.ru/archive/13/1223/
[iv] http://data.consilium.europa.eu/doc/document/ST-12525-2017-ADD-1/en/pdf
Автор – Рафаэль Авдалян (Rafayel Avdalyan) © Все права защищены
Перевела: Ани Яхшибекян (Ani Yakhshibekyan)