Прошлая внешнеполитическая деятельность и нынешняя внешняя политика европейских стран имеют свое влияние на взаимоотношения стран-членов ЕС и исламского мира. Это явление обусловлено рядом обстоятельств. Изучение динамики отношений начнем с колониальной истории европейских стран и взаимосвязанных с ней проблем.
Самая большая иммиграция в европейские страны наблюдается из тех мусульманских стран, которые когда-то были колонией данной европейской страны. В этом отношении, среди крупных европейских стран исключением является только Германия, где самая большая иммиграция происходит из Турции. Выбор мусульманских иммигрантов в бывшие европейские страны-метрополии имеет ряд причин, в частности, этому выбору способствуют существующие связи между бывшей колонией и метрополией, особенно экономические и культурные. Как пример культурной связи можно привести язык: в бывших колониях, наряду с национальным языком, язык метрополии считался официальным языком данной страны, который среди населения был вторым по популярности[i]. Этот факт значительно способствует населению бывших колоний находить работу в бывших метрополиях, с языком и культурой которых они уже частично знакомы, и все это дает возможность легче интегрироваться в общество принимающей страны. Мы видим это явление в случае иммиграции во Францию из ее бывших колоний – Алжира, Туниса, Марокко, Мали, Камеруна, Сенегала и др., в Италию в случае иммиграции из Ливии и Индии, в Великобританию в случае иммиграции из Индии, Пакистана и других бывших британских колоний.
Бывшие европейские колониальные страны, в частности Франция и Великобритания, для сохранения и развития взаимоотношений (особенно культурных) с их бывшими колониями, создали различные международные структуры, членами которых в основном являются бывшие колониальные страны. Яркими примерами таких организаций являются Франкофония, созданная Францией, и Содружество Наций, созданная Великобританией. Население стран-членов таких организаций частично может иметь более хорошие возможности для иммиграции, интеграции в эту страну, получения работы и гражданства.
Однако иммиграция в бывшую метрополию имеет также довольно негативные последствия. В частности, в принимающей стране проблемы с иммигрантами из бывших колоний часто возникают не с первым поколением иммигрантов, а со вторым и последующими поколениями. Первое поколение иммигрантов или сами иммигранты, приезжая в определенную европейскую страну, готовы выполнять любую низкооплачиваемую тяжелую работу или, если они приехали по причине политических преследований на своей родине, в основном не создают различного типа проблемы для принимающей страны. Проблематичными становятся второе и последующие поколения иммигрантов, которые родились и выросли в принимающей европейской стране и часто имеют даже гражданство данной страны. Эти поколения, в отличии от иммигрантов первого поколения, считают своей родиной уже не свою историческую родину, а ту страну, в которой они проживают. Считая себя полноценными гражданами данной страны и эту страну — своей родиной, поколения иммигрантов в данной стране пытаются установить такую культурную, социальную и религиозную ситуацию, которая присуща их идентичности и действительна для их исторической родины. Именно по этой логике в мусульманских гетто больших европейских стран создаются такие ситуации, которые соответствуют культуре и особенности данной группы иммигрантов. Примечательно также то, что новые поколения иммигрантов, считая себя полноценными гражданами и частицами данных европейских стран, больше не желают работать по тем условиям и по той заработной платой, что предыдущее поколение, однако их низкий уровень образования и профессионализма часто не позволяет им получить хорошо оплачиваемую и высококвалифицированную работу. Это приводит к массовой безработице среди иммигрантов, которая является причиной роста преступности, увеличения дополнительной социальной нагрузки на страну и других негативных явлений. Стоит отметить, что, например, безработица среди мусульманских иммигрантов в европейских странах составляет 45-55%, а в стране в целом – 5-10%[ii]. Это, в свою очередь, порождает потребность в социальной справедливости, что также ведет к маргинализации мусульманского иммигрантского населения и росту экстремистских настроений. Самым ярким свидетельством этого явления являются массовые беспорядки, устроенные мусульманскими иммигрантами в 2005 году в Париже, в 2011 году в Лондоне и в 2013 году в ряде крупных шведских городов, которые сопровождались разрушениями, пожарами, массовыми грабежами и убийствами со стороны иммигрантов. Причиной беспорядков в этих странах стали злоупотребления полиции, которые, по мнению мусульманских иммигрантов, имели место против них, однако основные причины были более глубокими социальными. Продолжающаяся иммиграция также оказывает интересное влияние на иммигрантов в существующих общинах.
Таким образом, былые иммигранты часто видят больше религиозных и культурных общностей в новоприбывших, чем в населении страны, в которой они проживают. Это само по себе ведет к кризису идентичности, поиску новой идентичности. Все это, конечно же, способствует радикализации и экстремизму новых поколений иммигрантов. Многие молодые мусульмане, родившиеся и выросшие в европейских странах, находят свою идентичность в крайних течениях ислама. К этому добавляется еще одно обстоятельство. Бывшее население колоний часто генетически весьма негативно настроено по отношению к населению бывшего государства-колонизатора, учитывая историческое прошлое. Это при наличии исламского экстремизма является благодатной почвой, хорошей предпосылкой для общей дестабилизации ситуации.
Влияние геополитических процессов на отношения ЕС – ислам
В мире, в частности в Европе, антизападные настроения среди мусульманского населения в отношении внешней политики Запада, особенно европейских стран, имеют также иные глубинные причины.
В зависимости от обстоятельств Запад ставил исламский радикализм и экстремизм на службу достижения своих разнообразных геополитических целей, борьбы со своим главным соперником — СССР, во время холодной войны. Так, в 1979–1989 годах, когда советские войска вторглись в Афганистан, Запад всячески оказывал поддержку афганским моджахедам, которые в основном проповедовали ую идеологию. Однако, после окончания Холодной войны исламистско-экстремистские группировки, сформированные в Афганистане и в других местах, не исчезли, а для своей борьбы нашли другого идеологического противника в лице Запада. Это явление как в мире, так и в европейских странах стало актуальным после теракта 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. Совершившая теракт террористическая организация аль-Каида объявляла Запад и западные либеральные ценности в качестве своего главного идеологического противника и преследовала цель создать на Ближнем Востоке халифат, на основе ваххабитской идеологии. Жесткая реакция Соединенных Штатов и их европейских союзников, особенно Великобритании, террористам и исламскому радикализму через вторжение в 2001 году в Афганистан и оккупация Ирака в 2003 году имела более негативные последствия с точки зрения диалога Запад — исламский мир.. Большинство мусульман всего мира рассматривают эти действия Запада как цивилизационную борьбу, направленную на ислам. Они рассматривают вторжение в мусульманские страны на Ближнем Востоке и в других частях региона как сформированный Западом «новый крестовый поход» и следовательно пытаются дать жесткий ответ предпринимающимся против ислама посягательствам. Это приводит к росту антиатлантизма среди мусульман, расширению сетевых группировок, радикальных и корневых идей в мусульманских странах и сообществах всего мира. Здесь стоит упомянуть работу «Столкновение цивилизаций» Сэмюэля Хантингтона, где он рассматривает Европу как часть более широкого сообщества, как часть Запада, отношения которого с исламским миром всегда носили конфронтационный характер и никогда не складывались легко. «Главная проблема Запада — это не исламский радикализм, также, как Министерство обороны США или Центральное разведывательное управление не являются проблемами исламского мира. Проблему порождает распространенное умонастроение в западной цивилизации, согласно которому , их культура универсальна и обязательно должна распространиться по всему миру», — пишет Хантингтон[iii].
Глобальная конфронтация в западного и исламского миров оказывает глубокое влияние на исламские общины в европейских странах, а также на новых мусульманских иммигрантов в Европе. Все это имеет нежелательные последствия для европейских государств из-за крайностей политического ислама, в частности под влиянием ваххабизма и салафизма. Представители различных исламистских, имеющих экстремистские настроения, часто открыто террористических организаций способны вербовать молодых мусульман из мусульманских гетто в европейских странах, формируя в стране различные экстремистские ячейки, сети и группы. Как уже отмечалось, условий для этого есть. Примечательно, что мечети выступают в качестве центров вербовки и «промывания мозгов». Это идеальное место для «воспитания» мусульманской молодежи в духе ваххабизма, для того, чтобы направить их на «правильный путь» ислама. И в самом деле, можно утверждать, что довольно легко радикализировать, маргинализировать людей безработных, малообразованных, в поисках идентичности, которые чувствуют себя отчужденными в этом обществе, играя на тонких религиозных струнах. Для европейских стран нежелательные последствия роста исламского экстремизма не заставили себя ждать. 11 марта 2004 года в результате серии теракта в железнодорожных поездах в Мадриде погибли сотни человек и тысячи были ранены. Террористическая группа «Аль-Каида» взяла на себя ответственность за нападение. 7 июля 2005 г. в лондонском метро произошла серия терактов, в результате погибли десятки человек. На этот раз тоже ответственность взяла на себя «Аль-Каида». Террористические атаки не были осуществлены с какими-либо конкретными требованиями, но были интерпретированы «Аль-Каидой» как шаги по борьбе с неверными на Западе. Из этих заявлений ясно, что проблема не в одном или нескольких конкретных европейских государствах, проблема является результатом более масштабного цивилизационного противостояния. Конечно, после терактов в европейских странах были предприняты некоторые комплексные действия по их предотвращению, но дальнейший ход событий показывает, что на самом деле проблемы глубже, они имеют тенденцию усложняться, только с применением антитеррористических мер их невозможно решить. Существование мусульманских сообществ позволяет экстремистам постоянно иметь определенную социальную поддержку в европейских странах, и время показало, что эта поддержка непрерывно растет, как с точки зрения количества, так и распространения.
«Арабская весна» и дальнейшее углубление противостояния
Эскалация отношений между мусульманским населением и европейскими странами и самая масштабная волна противоречий и конфронтации вокруг ислама в Европе, по нашему глубокому убеждению, началась после серии революций так называемой «арабской весны». С самого начала «арабской весны» происходящие в арабских странах революции имели или представлялось, что имеют довольно либеральные цели и идеи. В частности, они боролись против диктаторских режимов, призывая к созданию демократии. Запад, особенно США и государства-члены ЕС, всячески поддерживал все «либеральные» силы в арабском мире. Но что на самом деле произошло после революций? Продолжаются кровавые гражданские войны в Сирии, Ливии, Йемене и Ираке, в Тунисе к власти приходят исламисты, Египет находится в тяжелой экономической ситуации, и существует высокий риск исламистского повстанческого движения с локальными проявлениями на Синайском полуострове. В результате — нестабильность, хаос, рост насилия, крайнее экономическое и социальное ухудшение, миллионы беженцев, и как мы видим, все это очень близко к Европе. Из-за дестабилизации ситуации в Северной Африке, особенно продолжающейся гражданской войны в Ливии, массовая иммиграция из этого региона в ЕС, в частности в Италию, Францию и Испанию, значительно увеличилась. Эта новая волна иммигрантов несет с собой множество социально-экономических, а также политических проблем. По некоторым данным, только в 2014 году около 170 000 мигрантов пересекли море из Ливии в Италию, откуда они перебрались в другие европейские страны [iv]. За первые три месяца 2015 года около 140 000 мигрантов переправились из Ливии и Туниса в Италию [v], и еще позже около 600 000 — в Европу [vi]. Существующие в вышеупомянутых странах Европы мусульманские общины пополняются новыми членами, что в сложившейся ситуации усугубляет ситуацию. Ко всему этому добавляется взаимосвязанная с ними проблема, которая является логическим продолжением вышеупомянутых явлений. Тысячи мусульман, родившихся и выросших в европейских странах, являющихся во втором или третьем поколении иммигрантов из Европы и соответственно гражданы этих стран отправляются сражаться с стороны джихадистов и других экстремистских исламистов в гражданских войнах в Сирии и Ираке. Это само по себе говорит о том, как усилился антагонизм в европейских обществах по отношению к мусульманам. Помимо того факта, что Европа, по сути, является источником джихадистов, существует более серьезная проблема, которая может значительно дестабилизировать ситуацию в европейских странах. Речь идет о возвращении в Европу экстремистов, уехавших воевать в мусульманские страны. Поскольку они являются гражданами европейских стран, будет очень сложно отличить джихадистов, которые уехали за границу, от тех, кто отправился на джихад. Возвращение такого большого количества джихадистов с таким военным опытом, наполненных такими экстремистскими идеями, может иметь катастрофические последствия для европейских стран. Мусульмане из Европы в настоящее время больше вовлечены в группировке «Исламское государство», которая совершает неописуемые зверства в Ираке, Сирии, геноциды и другие злодеяния в отношении неваххабистского и иноверущего населения. Интересно, что джихадисты из Европы часто оказываются в роли исполнителей самых гнусных деяний.
О растущей угрозе терроризма свидетельствует тот факт, что большинство европейских стран в последнее время неуклонно увеличивают степень угрозы терроризма в своих странах [viii] [ix] [x] и объявили о многочисленных террористических атаках, планируемых Аль-Каидой и Исламским государством. Исламское государство, в свою очередь, постоянно угрожает европейцам новыми терактами.
Обобщая некоторые аспекты внешней политики европейских стран и их влияния на исламские сообщества, можно отметить следующее: Первое — это влияние бывших колоний и метрополии и вытекающие из них последствия. Это способствует как увеличению эмиграции из мусульманского мира в Европу, так и со временем приводит к ряду фундаментальных проблем, которые могут иметь очень негативные последствия в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Второе — это прямое отображение текущей внешней политики Запада, особенно стран-членов ЕС, на исламские общины в Европе. Как мы заметили, недавняя политика привела к новой массовой иммиграции из мусульманского мира, беспрецедентному росту экстремизма мусульманских общин и, как следствие, многократному увеличению угрозы терроризма, что может привести к максимальной дестабилизации внутри Европы и углубить существующее противостояние европейской цивилизации и ислама.
[i] Bernard Spolsky, “Language Management”, ст. 149Ссылки
[ii] Стёпкина Н.С. “Проблемы занятости, безработицы и миграции рабочей силы в условиях глобализации” http://www.eduherald.ru/120-1186
[iii] Хантингтон С., “Столкновение цивилизаций”, М.: ООО «Издательство АСТ», 2003 г., ст.343.
[iv] У берегов Ливии перевернулся корабль с мигрантами: до 700 погибших http://newsru.com/world/19apr2015/ship700.html
[v] With only a small rucksack and the clothes on their back, hundreds of desperate illegal immigrants pour into an Italian port as families flee their African homelands seeking a better life in Europe http://www.dailymail.co.uk/news/article-2733733/Hundreds-African-immigrants-overwhelm-Italian-port-boat-unloads-desperate-families-seeking-new-life-Europe.html
[vi] 600,000 migrants are lined up along North African coast and ready to enter Europe this summer warns Italy http://www.dailymail.co.uk/news/article-2596907/Army-600-000-migrants-lined-North-African-coast-ready-invade-Europe-summer-warns-Italy.html
[vii] Европейцы на службе ИГИЛ http://kavpolit.com/articles/evropejtsy_na_sluzhbe_igil-8966/
[viii] В Бельгии объявлен 4 уровень террористической угрозы, идёт охота на исламистов из Сирии http://www.mk.ru/incident/2015/01/16/vtoroy-parizh-v-belgii-edva-ne-povtorilis-francuzskie-terakty-povyshen-uroven-ugrozy.html
[ix] В Европе боятся терроризма! В Нидерландах повышен уровень угрозы терактов! http://ant-info.ru/world/1768-v-evrope-boyatsya-terrorizma-v-niderlandakh-povyshen-uroven-ugrozy-teraktov.html
[x] В Испании повышен уровень террористической угрозы http://www.bbc.co.uk/russian/rolling_news/2015/01/150108_rn_spain_high_alert_charlie
Литература
Автор: Андраник Оганесян (Andranik Hovhannisyan) © Все права защищены.
Перевела: Алина Барсегян (Alina Barseghyan).