Причины возникновения Исламского государства и борьба с ним

Photo: abcnews.go.com
Photo: abcnews.go.com

В последние годы Ближний Восток продолжает оставаться одной из самых горячих точек в международной политике,как центр столкновений геополитических интересов нескольких  могущественных государств.  В последнее время в регионе появился еще один «игрок» — исламское государство Ирака и Сирии. ИГИЛ представляет из себя террористическую организацию.  

Оно было создано Абу Бакр аль — Багдади и имеет централизованно-иерархический строй, где глава государства халиф. ИГИЛ является суннитской террористической организацией, которая угрожает уничтожением других вероисповеданий и принципов на контролируемой ею территории. На данный момент ИГИЛ контролирует северо-восточную часть Сирии и частично территорию, так называемого, «суннитского треугольника» в Ираке. Территория, которая находится под контролем ИГИЛ по разным источникам, оценивается в 60-80 тысяч км2. Часть своего вооружения, в качестве помощи, ИГИЛ получил от Запада, саудитов и Турции во время борьбы с режимом Асада. По последним данным, большая часть военной техники и вооружения было конфисковано у сирийских и иракских войск, особенно после оккупации Мосула в 2014 году. В своем арсенале, из легкой военной техники, ИГИЛ имеет американские М — 16, захваченные у сирийских войск АК, предоставленные в 2013 году саудитами 90мм ракеты М 79, которые используются как противотанковые ракеты. Имеется несколько ракетно-баллистических комплексов SCU , которые были конфисковано у иракских войск при захвате Мосула. На вооружении у ИГИЛа имеется несколько истребителей МИГ — 21, 30 танков Т — 55 и 10 танков Т — 72. Кроме этого, ИГИЛ в Кобани использовал химическое оружие.

ИГИЛ является самой богатой террористической группировкой в мире. Вначале она существовала за счет пожертвований, выкупов за заложников, постепенно превращаясь в финансово — независимую и окончательно сформировавшуюся организацию. На данный момент, под контролем ИГИЛ находится большая часть нефтяных вышек Ирака и Сирии. Только два нефтеперерабатывающих завода Мосула ежедневно производят 16000 баррелей нефти. Также под их контролем находится 45 % запасов сирийского газа, который сейчас невозможно использовать. По разным данным, ежедневная прибыль от продажи нефти составляет 2 — 6 млн. долларов.

Позиция Турции в Сирийском конфликте, несомненно, настораживает. В данной стране стремительно усиливаются религиозные тенденции. Кроме того, она стремится усилить свою политическую роль и влияние в регионе. Правящая партия «Справедливости и развития» пытается, путем распространения своего влияния на соседние государства, создать государство на подобие халифата. Помимо усиления своего влияния в регионе, Турции так же необходимо не допустить раскола Сирии, так как это может привести к нежелательному развитию курдского вопроса. Это единственная точка пересечения интересов Турции и России. Влияние и военное присутствие России в Сирии гарантированно только при наличии режима Асада, в противном случае последствия для России могут быть непредсказуемыми. Сколько бы правительство Турции не утверждало, что идеология ИГИЛ-а диаметрально отличается от идеалов ислама, существование ИГИЛ-а выгодно Турции. Оказывая поддержку ИГИЛ-у, Турция способствует ослаблению арабских стран, в особенности Сирии, Ирака и Ливии, получая новое «оружие» на случай конфликта с Ираном. Армия исламистов беспрепятственно пересекает турецкие границы, а по некоторым данным, во время некоторых операций, исламистам была оказана непосредственная военная поддержка со стороны турецкой армии.

Значительную часть природного газа и нефти Турция импортирует из России, а альтернатива русским энергоресурсам — более дорогие иранские. Перед Турцией стоит вопрос диверсификации энергетического рынка. Турция оказалась в эпицентре нескольких международных скандалов, причина которых факт нелегального импорта нефти и газа с территории Иракского Курдистана, а сейчас нехватку газа и нефти можно восполнить за счет нелегального импорта с территории ИГИЛ-а. Несмотря на то, что Турция, под давлением США, позволила нескольким курдским вооруженным группировкам пересечь границу с Сирией и бороться против ИГИЛ-а, она по-прежнему отказывается начать активные военные действия против ИГИЛ-а. Причина подобной политики в том, что в результате военных действий, у курдского народа может подняться уровень национального самосознания, могут укрепиться отношения между курдами, проживающими в Ираке, Сирии и Турции, что в свою очередь может привести к увеличению «веса» сирийских курдов и созданию курдской автономии на севере Сирии, что представляет собой непосредственную угрозу для Турции.

В последнее время, организация «Исламское Государство» все больше заявляет о своих притязаниях на государства Кавказа и Средней Азии. В рядах ИГИЛ-а, число бойцов из кавказских государств, составляет примерно 1500 человек. Сопоставляя дальнейшие интересы ИГИЛ-а и Турции становится очевидным, что Армения является препятствием на пути к созданию колоссального исламского государства, расстилающегося от Ирака и Сирии по территории России до Китая. Укрепив свои позиции в Сирии и Ираке, ИГИЛ будет представлять угрозу для национальной безопасности Армении. Закономерно, что во время военных учений «Шант 2015», проходивших в Армении в сентябре 2015 года, одной из смоделированных ситуаций была возможность военных действий на случай усиления влияния ИГИЛ-а в Турции.

Притязания ИГИЛ-а в отношении всего Кавказа становятся неизбежными, учитывая возможность исламской революции в Азербайджане или переброску вооруженных боевиков на территорию Нахичевана. Это противоречит региональным интересам России, но возникает вопрос: сможет ли Россия защитить свои интересы в этой сложной ситуации. Если России потеряет столь важный для себя регион, то встанет вопрос о ее собственной государственной безопасности и территориальной целостности.

Изучив военный потенциал ИГИЛ-а (по разным данным число боевиков составляет 50000 — 250000 человек) и осознав всю опасность, которую несет в себе эта организация для региона, возникает логичный вопрос: «Как велась борьба против ИГИЛ до сих пор».

В этом контексте становится приоритетным рассмотрение сил, борющихся против ИГИЛа

  1. Международная коалиция во главе с США, созданная для борьбы против ИГИЛ-а.

В сентябре 2014 года, после того как боевики ИГИЛ-а убили двух американских журналистов, президент США Барак Обама объявил о начале военных действий против ИГИЛ-а. Газета The New York Times, ссылаясь на Белый дом, сообщает, что военные действия против ИГИЛ-а будут проходить в 3 этапа: авиаудары, переподготовка иракских и курдских военных сил и финальный этап — уничтожение позиции боевиков на территории Сирии.

В состав коалиции входят: большая часть стран ЕС, Саудовская Аравия, Иордания, ОАЭ, Бахрейн, Катар, Великобритания, Дания, Австралия.

  1. Курдские вооруженные силы (пешмерга)

В 1970 году на севере Ирака образовалась курдская автономия, которой были даны широкие полномочия, в том числе право иметь собственные вооруженные силы (пешмерга — смотрящие в глаза смерти). Число бойцов пешмерга составляет приблизительно 190000 человек.

  1. Правительственные войска Ирака

Согласно данным Пентагона, армия Ирака находится в плачевном состоянии. Несмотря на это, она представляет собой немалую силу — 190000 военнослужащих и почти пол — миллиона полицейских.

  1. Вооруженные силы сирийских курдов

Это вооруженные силы курдов, живущих на севере Сирии. Число бойцов составляет приблизительно 65000 человек, из которых ⅓ женщины.

  1. Правительственные войска Сирии

В начале гражданской войны, в 2011 году, численность сирийской армии составляла 500000 человек, включая резерв. В 2015 году совместно в ливийской террористической организацией «Хезболла» (шиитская военная группировка) было проведено несколько военных операций.

  1. Россия

 с 30 сентября 2015 года Воздушно – космические  силы РФ начали проводить военные действия на территории Сирии против ИГИЛ-а. Для выполнения этой задачи, РФ использует 30 бомбардировщиков и боевых вертолетов, 4 истребителя, вертолеты МИ — 24 и МИ — 17. Безопасность российских авиабаз в Сирии обеспечивается флотом РФ, находящимся в Средиземном море.

И так, несмотря на то что, борьбу против ИГИЛ-а ведут силы с огромным военным и финансовым потенциалом, из — за конфликта интересов этим силам не удается достичь успеха.

Соотношение интересов региональных государств

Основная борьба за разделение и перераспределение сфер влияния в регионе ведется между Израилем и Саудовской Аравией против Ирана. Де факто Саудовская Аравия является лидером суннитов, а Иран, в свою очередь, лидеров шиитов. Усиление могущества Ирана и его союзников, а также возрастание их политического влияния в регионе послужило:

  1. Толчком к сотрудничеству Израиля и Саудовской Аравии
  2. США не только готово, а уже оказывают поддержку радикальным группировкам для борьбы против Ирана и его союзников. Начиная с 2011 года, США оказывало поддержку радикальным группировкам, действующим на территории Сирии, которая является главным союзником Ирана. В 1980-1988 годах поддерживала Садама Хусейна в борьбе против Ирана.

В статье «Файлы Центрально-разведывательного управления доказывают, что США оказало поддержку Садаму Хусейну в использовании ядовитого газа против Ирана» опубликованной в газете Foreign Policy в 2013 году, говорится о том,что американские спецслужбы знали о намерении Ирака использовать химическое оружие против Ирана и, тем не менее, не предприняли необходимых для предотвращения данного факта действий . В статье также отмечается, что вооруженные силы Ирака пользовались американскими спутниками и другими разведывательными данными. Согласно этим же данным, если бы Ирак не использовал химическое оружие против Ирана, то иранские войска пробили бы оборону Ирака и победили бы в войне, что привело бы к колоссальному увеличению мощи и влияния Ирана в регионе.

После падения режима Садама, Америка привела к власти шиитов, что после длительного перерыва привело к налаживанию отношений между Ираном и Ираком.

В результате образовался так называемый «shia crescent» (шиитский полумесяц), который расстилается от Ирана через территорию Ирака до Ливии, где у власти находились шииты, что очень беспокоило саудитов.

После 2004 года, Америка была вынуждена изменить свою политику в регионе.

В статье Семуеля Херша «Redirection», опубликованной в 2007 году, в газете The New Yorker, говорится, что США обязано использовать суннитский потенциал на Ближнем Востоке, дабы суметь сохранить свое влияние в Ираке, где изо дня в день усиливается влияние шиитов, ослабить ливийскую «Хезболлу», не допустить увеличение мощи шиитского Ирана и ослабить главного союзника Ирана — Сирию. Говоря о суннитских силах, США, в первую очередь, имело ввиду Саудовскую Аравию. Не стоит забывать о том, что террористическая организация Аль — Каида почти полностью состоит из суннитских мусульман. Создание ИГИЛ-а, и усиление активности суннитских экстремистов — результат недальновидной политики США в регионе. По оценкам Херши, США, оказывая поддержку шиитом в Ираке и суннитам, в борьбе против Ирана, не в состоянии обеспечить баланс между этими двумя силами. Данная ситуация очень схожа с ситуацией 80 — х годов, когда США в противовес СССР оказывала поддержку исламистам в Афганистане, что привело к созданию Аль — Каиды.

Корни этого конфликта находятся в религиозных расприях суннитов и шиитов, начавшихся еще в 7 веке.

В Арабском Халифате власть была сконцентрирована в руках суннитов, как и в дальнейшем в Османской Империи. 90 % мусульман- сунниты, но в Иране, Ираке, Бахрейне и в Ливане большинство составляют шииты. Усиление влияния «шиитского полумесяца» в богатом нефтью регионе, сильно беспокоит не только запад, но и суннитов. Увеличение влияния Ирана беспокоит Саудовскую Аравию не только из — за того, что может быть нарушен баланс сил в регионе, а так же, это может привести к возникновению ряда проблем в самой Саудовской Аравии. Дело в том, что в богатой нефтью восточной части Саудовской Аравии большинство населения составляют шииты. Становится очевидным, что и для Запада, и для Израиля, и для суннитских государств более важно не допустить усиление влияния шиитских государств в регионе, чем уничтожение ИГИЛ-а.

В 2014 году руководитель Комитета Объединенных Штабов США, генерал Демпси, во время своего выступления перед конгрессом, сообщил, что имеет информацию о том, что множество арабских союзников США оказывают всяческую поддержку ИГИЛ-у, на что один из сенаторов ответил, что все это происходит из — за того, что свободная армия Сирии не в состоянии эффективно вести борьбу против режима Асада, и что ИГИЛ, напротив, при поддержки арабских стран, пытается свергнуть его. А в октябре 2014 года, Джо Байден объявил, что саудиты, ОАЭ и Турция настолько заинтересованы падением режима Асада, что готовы заплатить сотни миллионов долларов и обеспечить нескончаемым запасом оружия ту силу, которая готова вести борьбу против сил Асада. Не исключено, что ИГИЛ является результатом данной политики.

В 2014 году миротворческие силы ООН, расположенные на высотах Голана, докладывали об оказании поддержки Израилем бойцам Джабхат ан — Нусра. Ан — Нусра и о том, что многие другие анти-Асадовские военные группировки примкнули к ИГИЛ-у.

Итак, очевидно, что вышеперечисленные силы стоят перед выбором, бороться против шиитского полумесяца или против ИГИЛ-а. На данный момент увеличение влияния государств шиитского полумесяца, для многих более опасно, чем существование ИГИЛ-а. Реальные и сокрушительные меры против ИГИЛ-а будут предприняты лишь после ослабления позиции Ирана и его союзников. Ближний Восток играет огромную роль, с точки зрения интересов сверхдержав и мировой экономики, именно поэтому очень важно выявить, чье влияние будет доминантным в регионе.

Список использованной литературы

http://www.ibtimes.co.uk/

http://www.longwarjournal.org/

http://www.nytimes.com/

http://foreignpolicy.com/

http://www.newyorker.com/

http://www.7kanal.co.il/

http://www.terrorism-info.org.il/

http://www.politrus.com/

http://nationalinterest.org/

http://middleeastnewsservice.com/

http://poistine.org/

 

Автор: Амаяк Баграмян (Hmayak Bagramyan). © Все права защищены

Перевел: Левон Саргсян