Все, что нужно знать об армянской революции: Часть вторая

Первая часть здесь.

Анализ поведения всех заинтересованных сторон

Демонстранты — на протяжении всей революции проявили беспрецедентную сдержанность, ответственность и прежде всего организованность. Децентрализованные демонстрации и протесты проходили по всей республике беспрецедентно гармонично. Каждый час, каждую минуту новые города и деревни присоединялись к общенациональному движению и, что характерно, везде это происходило исключительно мирно, без насилия, не отклоняясь от принятой революцией философии. Даже в день отставки Сержа Саргсяна, когда в центре столицы собралось около полумиллиона человек, беспорядков не было, ни одно окно не было выбито, ни одна машина не была повреждена — все это даже не сравнимо с теми беспорядками, которые происходят в развитых западных демократиях во время гораздо меньших митингов.

Полиция — не считая нарушений, имевших место в результате  крайне напряженной атмосферы отдельных дней, полиция занимала беспрецедентно сдержанную и профессиональную, иногда даже снисходительную позицию. После отставки Сержа Саргсяна полиция вывела свои основные силы из города и вообще не реагировала на общественно-политические события.

Армия — в отличие от событий  1 марта армия не была использована против гражданского населения, но, по моему глубокому убеждению, вовсе не благодаря моральным качествам Сержа Саргсяна, а в результате осуществленных в армии системных и кадровых изменений.

СНБ— практически до последнего момента обслуживал интересы Сержа Саргсяна, провел ряд спецопераций, в том числе похищение Николая Пашиняна и депутатов.

Властвующая элита — (Армен Саргсян, Карен Карапетян, Бако Саакян, руководители силовых структур). Примечательно, что пирамида, которая в прошлом казалась такой однородной и прочной, на этот раз не объединилась вокруг Сержа Саргсяна, фактически не только оставив его одного в такой роковой момент, но и начав оказывать на него давление. Это, пожалуй, свидетельствует о тех позитивных изменениях, которые привели с собой политики нового поколения. Это, конечно, хороший вариант. Плохо то, что группа карьеристов устала от 10-летнего правления одного человека с уровнем эффективности ниже среднего и пыталась использовать ситуацию в своих интересах [i] и впервые получить реальную власть. Время покажет какой из вариантов был ближе к реальности.

Республиканская партия – квази-политическая сила, которая пыталась подавить движение в страхе и насилии посредством гвардий олигархов, криминальных элементов и дворовых авторитетов. Административные ресурсы, давление на работников, увольнение сотрудников, привлечение подстрекателей (проспект Маштоца ночью), давление на студентов в образовательных учреждениях — все это, пожалуй, классический инструментарий властей несвободных обществ, который здесь широко использовался. В Национальном Собрании мы также стали свидетелями откровенно ложных и провокационных заявлений депутатов-республиканцев, заявлений, которые преследовали одну цель — убедить российскую сторону в том, что происходящее в Армении не что иное, как антироссийское движение, и это по меньшей мере является саботажем интересов собственного государства,а точнее предательством. В противовес этому криминальноолигархическому клубу- так называемой партии, мы, фактически, имеем некий паразитический слой, который до сих пор делает все возможное, чтобы сохранить хотя бы часть власти. Республиканская партия, по сути, была не партией, а криминально-олигархической структурой, покрывшей систему управления и практически все сферы общественной жизни в Армении  .

Серж Саргсян — самая большая трудность заключается в анализе действий и намерений этого человека, но если мы берем за основу его неутомимое желание остаться у власти, то все его шаги становятся объяснимыми этим инструментарием. До тех пор, пока не обоснованы утверждения о его причастности к наркотикам и казино, единственной логической целью остаться у власти может быть преувеличение роли его собственной личности в Карабахском вопросе. Вполне возможно, что данный потерявший с течением времени связь с реальностью человек действительно верил, что только он способен решить Карабахскую проблему. Во всяком случае, до последнего дня он был готов сделать все, чтобы остаться у власти. 22 апреля, по нашей информации, на рассмотрении был вопрос об объявлении чрезвычайной ситуации . Если добавить к этому еще и проявленную надменность при упоминании об уроках 1 марта во время переговоров с Пашиняном, ситуация станет еще более впечатляющей. Не следует воспринимать отставку Сержа Саргсяна как рыцарский шаг, она была результатом острой необходимости человека, у которого не было другого выхода: ни внутренний круг, ни российская сторона его не поддерживали. Возможно, именно поэтому в своей отставке он воспринимает Пашиняна как наследника армянского ‘‘трона’’.

Активисты и руководящий состав демонстраций— активная масса общества претерпела резкую эволюцию. Вопросы и проблемы, поднятые мной в написанной всего два месяца назад статье (‘‘Гражданские движения и политические проблемы’’), нашли свое достойное решение, и общество, особенно его активные и молодые слои, снова смогло политизироваться, установить политическую повестку дня и достичь ее решения. Социальный актив также проявил мобильность, способность организовывать ситуацию на месте, государственное мышление и организованность. Однако руководящий состав демонстраций, за исключением нескольких человек, является пожалуй самой слабой стороной революции и построения будущей системы. Есть огромный недостаток интеллектуального ресурса.

Никол Пашинян — одним из вопросов, постоянно обсуждаемых в истории, — это вопрос роли лидера. Одиссея движения и роль его лидера пожалуй лучше всего представляют содержание данного вопроса. Конечно, армянская революция и ее успех состоят из нескольких модулей, которые имеют разные силы, разные направления и значения: многие из них даже решающие. Однако во всем этом есть один модуль, влияние которого более заметно и очевидно, чем другие атрибуты, и этот модуль является лидером движения. Одних только действий лидера было бы недостаточно для такой победы, но и без Пашиняна революции бы не было. Переходя от частного к общему: наличие правильного лидера является необходимым, но недостаточным условием.

США, ЕС — Соединенные Штаты и Европейский Союз по сути поддержали движение ничего не делая, нулевое участие было самой большой помощью для победы в революции, поскольку любая вовлеченность также повлекло бы за собой вмешательство с российской стороны — уже со стороны режима. В то же время примечательны некоторые факты: Франция и США не поздравили Сержа Саргсяна с назначением на должность премьер-министра, что было беспрецедентным нарушением традиций, поскольку обе страны традиционно входят в число стран, первыми реагирующих на события в Армении. Возможно самый большой вклад, который ЕС внес за эти годы, заключался в укреплении институтов гражданского общества. Это, конечно, нельзя рассматривать как вмешательство в дела Армении. Это попытка сохранить собственные границы и соседство благополучным и мирным, что Европейский союз предпринимает у всех своих соседей, однако не всегда так эффективно. С точки зрения СМИ, проблема немного в другом. никогда раньше  первоклассные новостные каналы не были настолько внимательны и однозначны в своих оценках внутриполитических реалий Армении, как было в этом движении, и они сыграли довольно серьезную роль как в дискредитации режима, так и в предотвращении применения силы с его стороны.

Россия — в целом сохранила нейтралитет. Следует еще раз подчеркнуть, что со стороны Армении были многочисленные попытки, предпринятые Сержом Саргсяном, Кареном Карапетяном и депутатами РПА, вовлечь Россию в настоящие политические процессы, но все они потерпели неудачу. Причина, конечно, не во внезапном уважении Россией международного права и его субъектов, а в простом расчете: у России есть очень серьезные экономические, политические и военные рычаги в Армении. Эти рычаги по сути позволяют нашему стратегическому союзнику иметь необходимую степень воздействия на Армению, независимо от того, какая политическая сила достигла исполнительной власти (при условии, что только не явно прозападная). Учитывая все это, в Кремле не сочли целесообразным осуществить спасение прогнившей и нелегитимной системы за счет того, чтобы стать врагом в глазах большей части армянского населения.

Азербайджан — несмотря на  регулярно распространяющиеся в Армении лживые сведения , на фронте никакой особой активности со стороны противника не наблюдалось. Это пожалуй можно обусловить двумя факторами: серьезное политическое давлением на Азербайджан со стороны мировых силовых центров. Возобновление военных действий в такой ситуации мог бы быть взрывоопасным для всего региона, все понимали, что Азербайджан мог поддаться соблазну и поэтому активно работали в этом направлении. Второй причиной были наблюдающиеся особенно после отставки Сержа Саргсяна общенациональное пробуждение и беспрецедентный и резкий рост морально-психологического состояния, что при таком положении сил имеет первостепенное значение.

Заключения и выводы об армянской революции

Сначала выделим основные заключения;

  1. Это была борьба за сохранение демократических ценностей, которая показывает, что за протекшие 30 лет в Армении были сформированы красные линии обвала так называемой демократии. Линии, за которыми общество не было готово вынести обвал. Одним из них, как показал опыт, является соблюдение принципа периодической передачи власти. Именно наличие таких красных линий в общественном сознании делает страну по-настоящему демократической, и чем ближе эти линии к декларированным ценностям и законам, тем здоровее страна.
  2. Борьба началась как чисто демократическая революция, но на последнем этапе для быстрого и спокойного хода лидеры повели ее буржуазно-демократическим путем. То есть, к движению присоединился крупный бизнес, в нашем случае — представители олигархии . Как заверения лидеров движения, так и логика движения подсказывают, что это строго временное явление, которое продлится до досрочных парламентских выборов.
  3. Становление Сержа Саргсяна премьер-министром было решающим моментом для Республики Армения. Страна, которая представлялась полусвободной в течение последних двух десятилетий, теперь могла  пополнить ряды несвободных стран. Однако революция не только не позволила этого, но и быстро начала вести республику по пути либерализации.
  4. Революция была проявлением зрелой политической нации и зрелого гражданского общества. У людей было чувство обладания одного единства и одной судьбы, независимо о ком шла речь — о полицейском, солдате или демонстранте. Тем не менее, это не означает, что подобные уже сформированы в Армении, просто в конкретных условиях и в определенный период времени такие проявления возможны. Это первый серьезный шаг на пути к становлению такого общества и нации.
  5. Впервые наше общество  в дилемме свобода-безопасность выбрало первое и сразу же получило второе. Действительно свободные общества несравненно более жизнеспособны, и граждане несравненно лучшие солдаты, чем в противном случае. Впервые в нас было тому доказательств, когда многолетняя пропаганда азербайджанской опасности, сдерживающая накопленный в стране революционный потенциал, была преодолена. Теперь наше общество гораздо более готово к войне и защите Родины с оружием в руках.
  6. То, что происходит, — это не переворот или смена власти, а революция. В Армении от власти отстраняется не одна отдельная партия , а разрушается, ликвидируется целая система — криминально-олигархическая система, которая однако не была декларирована формально, но функционировала и процветала.

Выделим также несколько важных выводов.

  1. Какими должны быть следующие шаги революции? Шаг 3: Поправки в закон о партиях и избирательныйу кодекс в ЦИК, Полиции, Прокуратуре и кадровые изменения в организациях гражданского общества. Шаг 4: Внеочередные, честные и прозрачные парламентские выборы, с помощью которых мы станем свидетелями капитализации достижений революции. Шаг 5: Правительство нового порядка, основанное на принципе меритократии, а не на партийной принадлежности или личных связях.
  2. Опыт показал, что в Армении в борьбе с беззаконием и злоупотреблением властью и в балансировании власти гораздо более эффективно действуют гражданское общество и его институты, чем политическая оппозиция,  . Это имеет как объективные, так и субъективные причины, но факт в том, что выступающая в качестве главной движущей силы революции молодежь, , была не политически организованной, а граждански. Дело в том, что институты гражданского общества действовали гораздо более эффективно, легко и принципиально, чем политические партии. При этом в дальнейшем нашей целью должно стать развитие гражданского общества и укрепление его институтов.
  3. Политическая арена должна быть полностью декриминализована, криминальные элементы должны быть исключены из политической арены, решение вопросов криминальными методами должно быть недопустимым, криминальные элементы должны быть под пристальным вниманием правоохранителей. Деолигархизация (закон о декапитализации) — политика и крупный бизнес, точнее крупный бизнес олигархического характера, должны быть полностью отделены. Конечно, должны быть политические силы, защищающие интересы крупного бизнеса, но это абсолютно разные категории. Собранные вокруг олигархов и других силовых центров ‘‘гвардии’’, , которые по сути являются вооруженными группами внутри государства, должны быть полностью разоружены и рассеяны, а их организаторы — сурово наказаны.
  4. Восстановление политического поля — благодаря последовательной политике Сержа Саргсяна политическое пространство в целом и оппозиция в частности полностью дискредитированы. Политический в нашей реальности является синонимом аморального, и нет никакого доверия ни к одной политической силе, кроме новой революционной. Прежде всего, указанное пространство необходимо очистить от людей, живущих ценностной системой и знаниями прошлого века, от тех, кто вовлечен в политические сделки и криминальные схемы, и от политических оппортунистов. На политическую арену должно выступить новое поколение политических деятелей, при этом они должны быть не представителями молодежного крыла и студсоветов тех же партий, а общественными активистами, революционерами и представителями гражданского общества.

Литература

  1. ԵՎՀԿ պաշտոնական կայք – https://acoya.org/
  2. Ազատություն TV – https://www.azatutyun.am/
  3. Սիվիլինեթ լրատվական – https://www.civilnet.am/

[i] Не ожидая такого подъема движения после отставки Сержа Саргсяна.


Автор: Арег Кочинян (Areg Kochinyan). © Все права защищены.

Перевела: Сатеник Эваджян.